За внушительной юбилейной цифрой не просто календарный массив – в этой дате успехи и невзгоды легендарной Магнитки, трудовые рекорды и значимые рубежи, производственные достижения и преодоление трудностей, присущих всем эпохам. «Годы жизни – годы бед и побед», – поётся в самой известной песне о Магнитке, ставшей гимном города. Каждый год в жизни ММК был наполнен событиями, которые достойны того, чтобы напомнить о них на страницах «Магнитогорского металла» и в «Живой ленте» корпоративного портала ПАО «ММК».
Продолжение. Начало в № 7
1939 год
Этот год начался со структурных изменений на уровне правительства, которые в определённой степени затронули и Магнитогорский металлургический комбинат. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1939 года Всесоюзный народный комиссариат тяжёлой промышленности в рамках разукрупнения был разделён на шесть отдельных наркоматов, в числе которых Наркомат чёрной металлургии, призванный улучшить работу металлургической отрасли страны. Первым наркомом чёрной металлургии стал Фёдор Меркулов. А уже 1 февраля директор ММК Павел Коробов был освобождён от своей должности в связи с назначением первым заместителем наркома чёрной металлургии. Этот факт довольно красноречиво говорит о значении Магнитки для отрасли в целом.
Также красноречива и телеграмма, отправленная Меркуловым в тот же день, 1 февраля, когда отмечалось семилетие ММК: «Меткомбинат – Коробову. Горком, завком, коллективу рабочих и инженерно-технических работников.
Магнитогорский металлургический комбинат является детищем первой пятилетки. В строительстве этого гиганта принимала участие вся страны. На пустырях в короткий период времени был создан один из величайших форпостов социализма. Из года в год коллектив комбината с большевистским упорством осваивал передовую технику и за истекшие семь лет дал нашей стране 7939300 тонн чугуна,
5415 тысяч тонн стали и 4241 тысячу тонн проката. Такой успех могли обеспечить люди, глубоко преданные делу Ленина…»
В мае директором ММК был назначен главный инженер Константин Николаевич Иванов.
Он руководил комбинатом совсем недолго, всего год, до того, как в марте 1940 года директором ММК станет Григорий Иванович Носов. А потому на фоне таких директоров-эпох, как Носов или Ромазан, фигуры, подобные Иванову, за давностью лет как-то теряются, и сведений о них остаётся не очень много.
О Константине Николаевиче Иванове известно, что в
1930 году он оканчивает Уральский институт стали по специальности «инженер-металлург». Спустя два года приезжает на Магнитогорский комбинат инженером прокатной группы. Вскоре становится начальником смены сортового стана «500», затем начальником стана «300» № 1.
С августа 1938 года Константин Иванов – главный инженер ММК, а в 1939-м становится директором предприятия. Несмотря на непродолжительность своего руководства комбинатом, сделать ему удалось немало. При нём на ММК вошли в строй две мартеновские печи, начат монтаж скоростными методами блюминга № 3 и стана «720», отрабатываются технологии производства новых профилеразмеров проката. В 1940 году Константин Иванов навсегда покинул Магнитогорск. Работал управляющим трестом «Главуралмет». В 1944-м он назначен директором пережившего немецкую оккупацию Керченского металлургического завода, где проработал до 1957 года.
30 апреля 1939 года в Нью-Йорке открылась Всемирная выставка, которая продлилась до октября 1940 года.
Выставочный ареал занимал почти пять квадратных километров – до сих пор непревзойдённый результат. В выставке приняли участие 52 страны, из которых 22 страны-участницы имели собственные национальные павильоны. Выставку посетили около 44 миллионов человек, а её темой стал «Мир завтрашнего дня». Советский павильон как раз и был призван показать, что этот мир уже наступил в стране победившего социализма. В экспозицию павильона СССР было включено большое количество диорам. Обозреватели отмечали макеты Днепрогэса и города Магнитогорска с корпусами металлургического завода.
Как уже отмечалось, в 1939 году на ММК вошли в строй мартеновские печи под порядковыми номерами 14 и 15 (13 и 14 по счёту). Произошло это в сентябре. С пуском печи № 14 начал работать мартеновский цех № 3. В этом же году впервые в СССР была проведена автоматизация работы мартеновской печи
№ 3, что улучшило показатели её работы.
Но не всё проходило гладко. На XVIII съезде ВКП(б) видный партийный деятель Георгий Максимилианович Маленков выступил с резкой критикой ММК, приведя примеры с захламлённостью мартеновских цехов и свалкой между цехами № 1 и 2. Вслед за этим принято решение укрепить руководство ММК. Главным инженером, а затем и директором ММК назначен опытный металлург Григорий Иванович Носов, который в первую очередь организовал «генеральную уборку» мартеновских печей. За два года было вывезено 4000 тонн застывшего металла и шлака.
Продолжение следует.