До этого уникальный агрегат, история которого насчитывает более столетия, трудился на Мариупольском металлургическом заводе имени Ильича. Стан «4500» был спроектирован в 1912 году немецкой фирмой Demag и в 1914 году пущен в работу. Его проектная мощность составляла 115000 тонн в год. В Мариуполе стан работал до тех пор, пока фронт вплотную не подошёл к городу. Тогда в начале августа 1941 года стан был демонтирован и вместе с работавшими на нём людьми погружен в эшелоны и отправлен в Магнитогорск. На комбинат стан прибыл в конце августа 1941 года.
В приказе наркома чёрной металлургии СССР И. Ф. Тевосяна были определены дата начала выпуска броневого листа и место для размещения стана – фасонно-вальцесталелитейный цех. Но в таком случае комбинат не смог бы обеспечить себя валками, изложницами и другим фасонным литьём. Необходимо было найти другое решение. Времени на строительство нового здания не было, и приняли решение установить стан «4500» в пролётах адъюстажа сортопрокатного цеха, где по полученным ранее чертежам начали готовить фундаменты и строить нагревательные печи. Прибывшие вместе с оборудованием стана люди были оформлены на работу в цех ЛП (так назывался стан «4500»).
Строительные работы и монтаж оборудования были произведены в рекордно короткие сроки. К моменту пуска стана в его составе было пять нагревательных печей, два электромостовых крана в третьем пролёте и один во втором пролёте. Были смонтированы большая паровая машина для привода валков клети, малая паровая машина для привода цепного кантователя и рабочего рольганга перед и за рабочей клетью.
О паровой машине стана необходимо сказать отдельно. Изготовила её также компания Demag. Паровую машину по праву можно назвать сердцем стана «4500» горячей прокатки – именно она приводит в движение шестерённую клеть и валки стана. Проектировать её начали в 1897 году, а в 1913 году агрегат был пущен в броневом отделении завода Никополь-Мариупольского общества. Диаметр зубчатого колеса паровой машины – пять метров, мощность – 8000 лошадиных сил.
Тем временем пуск стана «4500» на магнитогорской площадке приближался. Одновременно ударными темпами строили специальный цех для термической обработки брони, сооружение его началось в конце июля 1941 года. Уже 15 сентября состоялась горячая прокрутка на стане, был выдан первый пробный лист. Приказом по комбинату
№ 441 от первого октября 1941 года установлен срок ввода в действие обоих цехов – третье октября 1941 года.
При опробовании стана в октябре 1941 года произошла авария на паровой машине. Выпуск броневого листа задержался. Стан «4500» вступил в строй действующих агрегатов первого ноября 1941 года. В декабре того же года Магнитка дала фронту 60 тысяч тонн танкового броневого металла. Производство бронелиста к тому времени на ММК превысило довоенный выпуск всеми предприятиями Наркомчермета. В годы войны магнитогорцы «одели» в броню каждый второй советский танк.
После войны стан «4500» достраивался, пополнялся оборудованием, совершенствовались технологии. Стан поставлял продукцию по всему Советскому Союзу и за рубеж – в Англию, Германию, Румынию, Болгарию и другие страны. Стан «4500» был и остаётся кузницей кадров для многих прокатных цехов комбината и для других предприятий страны и даже зарубежья. В цехе проходили практику металлурги КНДР и Болгарии. Здесь начинал свою трудовую деятельность будущий директор ММК и министр чёрной металлургии Украины Дмитрий Галкин. Продукция толстолистового стана «4500» востребована по сей день. В числе её потребителей предприятия трубной и строительной отраслей, судо-, котло- и машиностроения. В прошлом году на стане «4500» произведено свыше 170 тысяч тонн горячего проката. Недавно на одной из стен производственного помещения ПТЛ на территории ММК появились граффити, посвящённые юбилейной дате стана.