Это месторождение уникально. Оно было открыто в семьдесят втором году, и за всё время здесь добыли 697,5 миллиона тонн горной массы и 101,8 миллиона тонн руды. Работники карьера пробурили 558 тысяч скважин общей глубиной семь миллионов погонных метров. На месторождении производили в среднем по 73 взрыва в год, их суммарное количество составило 3720. Цифры впечатляющие, и каждая из них – результат упорного каждодневного труда нескольких поколений магнитогорцев, что решили связать судьбу с горным делом.
– Запасы руды на месторождениях не бесконечны, так что рано или поздно момент последнего взрыва наступает в жизни каждого карьера, – отмечает начальник Малого Куйбаса Александр Жуматий. – Сегодня проведём девятый с начала 2025 года массовый взрыв. Для этого с помощью бурового станка СБШ-250 МН № 42 пробурили пятьдесят две скважины глубиной двенадцать–тринадцать с половиной метров. Общая глубина – более шестисот пятидесяти метров. Используем свыше двадцати двух тонн эмульсионных взрывчатых веществ, объём взрыва составит более шестидесяти семи тысяч тонн. Выход горной массы с одного погонного метра – сто три тонны.
Подготовка к взрыву – многодневный и кропотливый труд, в котором задействованы все специалисты цеха рудник: геолого-маркшейдерская служба, специалисты буро-взрывного участка. Всё начинается «на бумаге» – с тщательных расчётов, и только после того, как каждая цифра неоднократно проверена, горняки приступают к работе непосредственно на взрывном блоке.
– Бурим скважины, далее, в день взрыва, наши специалисты получают на складе средства инициирования, – продолжает Александр Геннадьевич. – Эмульсионное взрывчатое вещество доставляют в карьер автотранспортом – внутри смесительно-зарядной машины. С её же помощью заряжаем ЭВВ в скважины – через шланг, постоянно контролируя процесс благодаря специальным весам.
Взрыв намечен на час дня. Однако задолго до этого на смотровой площадке карьера многолюдно. Причём там собрались не только нынешние работники месторождения, но и ветераны: они с удовольствием приветствуют друг друга, любуются огромным котлованом и вспоминают, как решали ту или иную задачу по разработке рудника.
Леонид Горбунов посвятил горняцкому делу тридцать лет. Трудился и на Малом Куйбасе, и на месторождениях горы Магнитной. Начинал помощником машиниста экскаватора, потом и сам сидел за рычагами огромной машины с ковшом.
– В семьдесят третьем, когда Малый Куйбас только начинали разрабатывать, меня и других молодых ребят неоднократно перенаправляли сюда на месяц, – вспоминает Леонид Фёдорович. – Так и работали: то на Магнитной горе, то на Куйбасе. Спустя два года написал заявление с просьбой окончательно перевести меня в этот карьер.
В семьдесят девятом Леонида Горбунова назначили горным мастером. Потом были должности начальника смены – вновь на Магнитной горе, начальника экскаваторного участка, главного инженера. На заслуженный отдых горняк-ветеран отправился двадцать лет назад, так что ещё застал масштабную реконструкцию Малого Куйбаса.
– При мне опустились на три горизонта, – рассказывает Леонид Фёдорович. – Я в тот период занимался всем, что необходимо для бурения. Трудились ударными темпами, ставили рекорды. Например, здесь работали ребята, способные пробурить одной шарошкой до четырёхсот пятидесяти метров. А машинист буровой установки Сергей Братко вообще уникум: мог одной шарошкой пробурить и тысячу метров. Взрывы тоже были шикарные – перед каждым готовили по триста–триста пятьдесят скважин. И ежемесячно грузили по двести тысяч тонн руды и двадцать–тридцать тысяч тонн строительного камня.
Машинист буровой установки Александр Марков посвятил работе на этом месторождении почти три десятка лет. В январе 2024 года его перевели на известняковый карьер цеха рудник, расположенный рядом с селом Агаповка, однако связь с коллегами, трудящимися на Малом Куйбасе, буровик активно поддерживает. И не увидеть финального взрыва просто не мог.
Обуриванием последнего взрывного блока занимался его коллега – машинист буровой установки Сергей Канаев. Он пробурил пятьдесят одну скважину, а пятьдесят вторую – мастер участка буровых работ Михаил Шарапов.
– Чувствовал, что должен сделать это сам, – признаётся Михаил Александрович. – За двадцать лет Малый Куйбас стал для меня вторым домом, и сегодня событие хоть и значимое, но от него веет грустью.
Уроженец Магнитогорска, он долгое время прожил в якутском посёлке Айхал, рядом с которым располагалась одноимённая кимберлитовая трубка – одно из крупнейших алмазных месторождений республики. Так что с добычей полезных ископаемых Михаил Шарапов познакомился в очень юном возрасте, а трудовой путь начал на местной обогатительной фабрике грохотовщиком.
Потом служба в армии и несколько лет работы в полевых условиях – техником-геофизиком. Вместе с коллегами Михаил Александрович искал и находил небольшие алмазные месторождения. Иной раз «командировки» длились по десять месяцев, и всё это время геологи проводили в тайге, живя в палатке и согреваясь у печки-буржуйки.
– Одним словом – романтика, – улыбается Михаил Шарапов. – Но в 2005 году я решил вернуться на историческую родину – в Магнитогорск, и сразу устроился на Малый Куйбас. Одиннадцать лет работал машинистом буровой установки, далее назначили мастером участка буровых работ. Также отучился на заочном отделении Магнитогорского государственного технического университета – осваивал горные машины и оборудование.
Михаил Александрович отмечает: главное в бурении – понимание процесса и бережное отношение к технике. Машинист должен знать, когда давать нужное осевое усилие, увеличивать или снижать обороты. Нюансов множество, но профессия очень интересная.
До финального взрыва, тем временем, остаются считанные секунды. В этот момент кажется, что время замирает, – точно так же, как, например, перед грозой. Наконец старший взрывник Анатолий Бикбаев получает долгожданную команду…
Взрыв – это всего несколько мгновений. Блок озаряют огненные вспышки, вздрагивает под ногами земля, и лишь затем слышится грохот, а к небу вздымается «гриб» из дыма и горной массы. Аплодисменты собравшихся на смотровой площадке служат финальным аккордом.
– По мощности взрыв не самый большой: было время, когда взрывали и по двести тонн ЭВВ, – отмечает мастер взрывного участка Максим Клещев. – Сегодня подготовкой занимались с самого утра. В начале смены получили задание, забрали материалы со склада и отправились к скважинам. Последнюю зарядили в двенадцать десять. Далее смонтировали взрывную сеть и выставили посты охраны.
На Малом Куйбасе Максим Андреевич с 2006 года. Начинал слесарем, спустя полгода перевёлся во взрывники, а в 2011 году его назначили мастером. Сейчас под его руководством семь человек – слаженный и профессиональный коллектив, где у каждого за плечами годы работы в карьере.
– Важнейшие моменты в нашем деле – стрессоустойчивость и аккуратность, – делится Максим Клещев. – Лучше лишний раз подумать, прежде чем что-то делать. Спешка нам ни к чему, даже с учётом того, что современные взрывчатые вещества вполне безопасны. На эмульсии стало гораздо проще работать, но было время, когда взрывчатка приезжала в мешках – по двадцать два вагона в месяц. Разгружали самостоятельно, так что взрывники – народ крепкий и выносливый.
Малый Куйбас обеспечивал Магнитку рудой и строительным камнем более полувека. Его вклад в развитие комбината невозможно переоценить, но главное даже не это. Месторождение воспитало целую плеяду горняков – людей со светлой головой, открытой душой и железным характером, не боящихся брать на себя ответственность и стойко справляющихся с любыми трудностями.
