Из 13 уже прошедших на Южном Урале концертов Магнитогорску «досталось» всего шесть – на прошлой неделе был седьмой: маэстро впервые приехал к нам, когда город с его помощью приобрёл царь-рояль Steinway&Sons, на котором музыкант в тот год исполнил легендарный первый концерт Чайковского. С тех пор Денис Леонидович старался ежегодно баловать горожан своим искусством, но порой, увы, не всё зависит от желания. В прошлом году из-за болезни пианиста его выступление в Магнитогорске пришлось дважды отложить, а затем и вовсе отменить – у Мацуева начинались другие концерты. И вот после года перерыва – его фото вновь на афише в фойе Магнитогорской государственной консерватории.
Больше афиш, кстати, нигде не было – директор Магнитогорского концертного объединения Роман Синицких называет этот концерт рекордом: за два дня 400 билетов – такова вместительность зала консерватории – буквально «разлетелись», причём без рекламы, только в группе МКО в «ВК» была выставлена запись. Справедливости ради, 400 кресел для одного из лучших мировых пианистов-виртуозов – совсем даже не зал, но тут стоит напомнить: локация для выступления выбиралась исходя из местоположения рояля Steinway&Sons, которому требуются не только строгие правила хранения, но и строгие ограничения в транспортировке. Изначально его установили в концертном зале Дворца Орджоникидзе, и пять лет Денис Мацуев играл при полном 900-местном зале. Но рояль «живёт» и сохраняет «молодость», прежде всего, в техническом плане, лишь когда звучит регулярно, а не пару раз в год. Потому было принято решение «переселить» элитный инструмент в консерваторию, где теперь на нём играют не только Денис Мацуев, но и другие приезжие и местные пианисты. Но вернёмся к концерту, стремительно «раскупить» который помогла и очень «человечная» цена на билеты – 1200 рублей.
– В позапрошлом году они стоили вдвое дороже – но тогда и Денис Леонидович выступал с симфоническим оркестром, а теперь на сцене с ним четыре музыканта: виолончелист Борислав Струлёв, контрабасист Андрей Иванов, ударник Давид Ткебучава и домристка Екатерина Мочалова, – поясняет Роман Анатольевич. Каждый – музыкант экстра-класса с мировым именем.
Присутствие в афише домры вызвало удивление: в программу, заявленную под названием «От классики до джаза», вписываются все упомянутые инструменты, кроме домры, «заточенной» под русский фольклор. «Дилетантская точка зрения!» – как в том фильме, скажу вам после концерта. Потому что, как оказалось, домра и джаз – очень «вкусное» сочетание. Но не будем забегать вперёд.
Народный артист России, лауреат Государственной премии страны, активный лидер и вдохновитель целого ряда музыкальных фестивалей по всему миру, Денис Мацуев также является подвижником образовательных и просветительских проектов, направленных на поддержание и развитие всех сфер сценического искусства. Он – президент фонда «Новые имена», в рамках проектов которого занимается помощью, поддержкой и продвижением юных талантов со всей страны – включая, кстати, Челябинскую область. Результаты этой работы магнитогорцы смогли оценить во второй день фестиваля «Денис Мацуев представляет…», в рамках которого на сцене консерватории выступили два юных дарования – Николай Кузнецов и Александр Князев, вызвавшие самый «взрослый» восторг присутствующих. Наконец, в город на закрытие фестиваля, поддерживаемого губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, приехал и сам маэстро. Как всегда, быстр, порывист, иногда нетерпелив, весь образ его ярко говорит, что главной ценностью для артиста является время.
Этот фестиваль Денис Мацуев посвятил памяти великолепного челябинского дирижёра, безвременно покинувшего нас совсем недавно, Адика Абдурахманова – создателя и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Челябинской области. Музыканты работали вместе, можно сказать, на глазах Дениса Мацуева коллектив рождался и становился, в январе его пятилетие было отмечено прекрасным совместным концертом в «Зарядье»… В Челябинске, открывая фестиваль «Денис Мацуев представляет…–2024», пианист с оркестром исполнили первый концерт Чайковского – именно с ним пять лет назад началось сотворчество Дениса Леонидовича с Адиком Аскаровичем и его музыкальным детищем.
Магнитогорску в этом году выпало закрытие фестиваля: настроение уже чуть расслабленное, и программу решено выбрать более лёгкую, искрящуюся. Кстати, о ней организаторы узнали лишь перед самым мероприятием – музыканты решили либо затянуть интригу, либо сами выбирали музыкальное «меню», которое хотят предложить зрителю, исходя из настроения «здесь и сейчас».
Судя по реакции зала, «духовным ужином» публика осталась более чем довольна.
– Наконец-то мы снова встретились: в этом замечательном зале, который в прошлом году посетить, увы, не смог, – приветствует Денис Мацуев зал, и его голос еле слышится из-за оваций, с которыми встретили его выход на сцену. – Тем, верю, эмоциональнее будет сегодняшняя встреча, которую ждал с большим нетерпением. Челябинская область для меня уже родное место, сколько за 13 лет было сыграно в разных её городах, сколько встретилось мне замечательных людей – её жителей! Сегодня наша программа называется «От классики до джаза»: после моего небольшого сольного классического блока начнётся джаз. Это будет концерт-феерия, концерт-фантазия, концерт-спонтанность…
Практически каждое произведение артист предварял небольшим конферансом. К примеру, об «Арии с вариациями» Генделя поведал личную историю, как впервые услышал её в далёком детстве и навсегда полюбил:
– Слушал пластинку в исполнении Сергея Рахманинова, который был гениален и как композитор, и как пианист, и как дирижёр. Судьба подарила мне счастье бывать в семейном имении Рахманиновых «Сенар», в котором они жили в 30-е годы, играть там на рояле Сергея Васильевича, дружить с его внуком…
Ещё один познавательный юмористический экскурс в историю от маэстро:
– Сергей Прокофьев спросил Святослава Рихтера, не хотел бы он сыграть его пятый фортепианный концерт? Поскольку в его успех сам композитор не верил, но участие знаменитого пианиста могло бы помочь. Рихтер согласился, уже через месяц состоялся концерт в зале имени Чайковского, за дирижёрским пультом стоял сам Прокофьев – был оглушительный успех. Рихтер обратился к Прокофьеву: «Только послушайте эти овации публики – а вы не верили в успех своего произведения!» На что Прокофьев ответил: «Голубчик, думаю, ими она просто просит вас сыграть Вальс Шопена».
И – сыграл тот самый вальс.
Ещё несколько классических произведений – и выход на сцену ударника Давида Ткебучавы и контрабасиста Андрея Иванова дают старт той самой феерии импровизации, обещанной Денисом Мацуевым.
– Один из критиков написал: «Классическая музыка для Мацуева – это жена, а джаз – его любовница», – говорит Денис Леонидович. – Джаз действительно давняя моя страсть, хотя назвать себя джазовым музыкантом не могу – но и без импровизации себя не представляю. Главное отличие джаза от написанной музыки: он «пишется» здесь и сейчас, рождается буквально под пальцами исполнителей, и никогда больше не сможет быть точно повторённым в следующий раз – в этом главная его магия.
И магия состоялась. А потом продолжилась искромётной «дуэлью» Дениса Мацуева с Бориславом Струлёвым, в которой каждый «выстрел» – это музыкальная тема известного классического произведения: буквально по 20 секунд от рояля – к виолончели и обратно. Чайковский, Григ, Шопен, Паганини и даже самый известный рингтон телефона «Нокиа» – тоже своего рода классика. Как стал классикой и случай, связанный с ним: однажды на концерте, исполняя серьёзное классическое произведение, из зала Денис Мацуев услышал этот самый рингтон – несколько раз слыша просьбу выключить телефоны, почему-то некоторые слушатели об этом забывают – и именно их телефоны по закону подлости звонят в самый неподходящий момент. Не дёрнув даже мышцей на лице, Денис Мацуев тут же «повторил» рингтон на рояле, «вплетя» его в исполняемое произведение. Публика была в восторге.
Наконец, апогеем той самой феерии стало доказательство того, что та самая домра в руках Екатерины Мочаловой вполне себе гармонично «женится» с джазом – в ансамбле и с контрабасом, и с роялем.
– У меня мир перевернулся: я впервые на концерте Дениса Мацуева, и он поразил своим профессионализмом и ответственностью перед публикой, – говорит седовласая дама. – Жители далёких от столиц городов не могут, как те же москвичи, «ловить» своих кумиров в каждом концертном зале, где он выступает. И понимая это, он даёт зрителям познакомиться со всеми гранями своего таланта – это восторг, конечно. Ну и – красив, высок, харизматичен… Приятный бонус к мастерству.