Баян – инструмент, говоря о котором представляется ансамбль народных инструментов или аккомпанемент к выступлениям фольклорного коллектива. Или академический конкурсе, где баянист мастерски исполняет классические произведения под восторженные аплодисменты ценителей высокого искусства. Трио «Баян-Позитив» играючи ломает эти стереотипы. Хотите услышать, как звучат хиты 80-х и 90-х на баяне – пожалуйста! Хеви-металл на баяне? Легко! Обаятельные красавцы, виртуозные музыканты, уникальные исполнители – всё это «Баян-позитив».
Евгений Гайнуллов, Динар Ибрагимов и Павел Зырянов уверены, что главная цель музыки – дарить эмоции. В 2024 году коллектив открыл новую страницу – ребята ушли из концертного объединения, став свободными, точнее, самозанятыми исполнителями. Они, к слову, не просто виртуозные музыканты – одни из лучших баянистов мира. В 2010 году Евгений Гайнуллов и Динар Ибрагимов в составе трио «Контраст» стали первыми на Всероссийском конкурсе баянистов и серебряными призерами Кубка мира в Хорватии. В преддверии сольного концерта, посвящённого 15-летию группы, своей историей музыканты поделились с читателями «Магнитогорского металла».
Первые шаги
– Не ты выбираешь инструмент – инструмент выбирает тебя, – уверен солист коллектива Евгений Гайнуллов.
Именно так и получилось с «Баян-Позитивом». Участники трио выросли в музыкальных семьях. Самый молодой, а ещё скромный и молчаливый – Павел Зырянов. Когда Евгений и Динар поступали в консерваторию, Павел только оканчивал музыкальный колледж. Его папа, Сергей Зырянов, профессиональный баянист, мама – теоретик. Вскоре после рождения сына семья уехала на Северный Кавказ, в Карачаево-Черкесию, где родители преподавали в музыкальной школе. Сына начали знакомить с инструментом с пяти лет.
– У меня выбора не было, папа с детства начал приучать к гармошке, к маленьким баянам, – рассказывает музыкант.
В музыкальной школе Павел занимался в классе у своего отца. В 9 лет, в 1998 году, выиграл серьёзный Всероссийский конкурс исполнителей на баяне и аккордеоне «Большой приз Дона». Потом семья вернулась в Магнитку, здесь Павел окончил музыкальный колледж у профессора Евгения Мушкина, консерваторию также в классе Евгения Мушкина и аспирантуру МаГК имени Глинки.
Евгений Гайнуллов тоже рано начал постигать азы музыки. Только учился играть сначала на гармошке – брал пример с деда-гармониста. И не в Магнитогорске, а в Асбесте Свердловской области.
– Дед играл очень хорошо на гармошке, без неё ни один праздник не проходил, – рассказывает Евгений Гайнуллов. – Годам к шести я сам взял в руки гармонь. Донимал деда, чтобы он меня научил – дед, конечно, делал это с удовольствием и был очень горд тем, что старший внук тянется к его любимому инструменту.
В девять лет пошёл в музыкальную школу, там Евгения определили в класс баяна. После окончания музыкальной школы он поступил в областное музучилище в Асбесте. Потом случился Магнитогорск, консерватория – хотел учиться именно у Евгения Мушкина, с которым пересекался на различных конкурсах и знал, что Мушкин – настоящий музыкально-педагогический феномен.
– Любым творчеством нужно заниматься только тогда, когда ты не можешь им не заниматься, – уверен Евгений Гайнуллов. – Для меня общеобразовательная школа была пыткой, а в музыкальную я летел как на крыльях, музыка никогда не была для меня нагрузкой. И после школы даже сомнений не было в том, что надо идти в училище.
Динар Ибрагимов, несмотря на большую музыкальную одарённость, в детстве больше любил гулять, чем заниматься.
– У меня дед играл на гармошке, любил музыку. Мама окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Однажды на рынке родители увидели, что продаётся маленький баянчик, решили его купить, – вспоминает Динар. – Мама сказала: «Поступишь в музыкальную школу – купим велосипед».
С этого всё и началось. Динар учился в детской музыкальной школе № 4 у педагога Павла Крылова. Правда, несмотря на музыкальную одарённость, прыгать и бегать ему нравилось больше, так что иногда прогуливал занятия. И мечтал поскорее окончить музыкалку. Но талант, как говорится, не прогуляешь – Динар неоднократно участвовал в областных и городских конкурсах, где его заметил заслуженный артист России Рафаил Бакиров и пригласил в музыкальный колледж МаГК. В колледже Динар занимался у заслуженного артиста России профессора Фаила Хазеева. Потом, само собой, была консерватория, где он учился в классе Евгения Мушкина, там и познакомился с Евгением Гайнулловым.
У ребят – большой музыкальный опыт, причем не только инструментальный. Играли в оркестре народных инструментов «Калинушка», пели в хоре оперного театра, хоровой капелле, камерном хоре.
– Мужчины в хоре – всегда большой дефицит, поэтому у хоровиков народники были нарасхват, – объясняют музыканты. – Директор оперного театра Илья Кожевников говорил: «Евгений Валерьевич Мушкин – самый правильный педагог и лучший поставщик кадров для оперного театра».
Кроме того, Павел Зырянов работал педагогом в музыкальной школе, Динар Ибрагимов преподавал в консерватории.
Если говорить о профессоре МаГК Евгении Валерьевиче Мушкине, его класс баяна, без преувеличения, выпускает музыкантов мирового уровня. После «Контраста» на Кубке мира по баяну и аккордеону в Китае дуэт Ростислава Бурнашева и Николая Жигалова занял первое место в категории «Ансамбли», в сентябре 2024 года в Италии трио в составе Николая Жигалова, Михаила Бовкуна и Никиты Золкина завоевало серебряную медаль. Такие успехи показывает ещё разве что столичная Гнесинка.
– Класс баяна Магнитогорска Евгения Мушкина можно сопоставить с хоккейной школой «Металлург», – уверены музыканты.
От «Контраста» до «Позитива»
Еще в консерватории Динар Ибрагимов, Евгений Гайнуллов и ещё один яркий студент класса Евгения Мушкина Ильяс Галимзянов стали выступал в трио «Контраст». В 2010 году коллектив впервые представлял Магнитогорск на Кубке мира по баяну и аккордеону. Ребята завоевали серебряную медаль, уступив буквально сотые балла дуэту из Парижской консерватории. Павел Зырянов в это время выступал с Григорием Серединым в дуэте «Баян-Позитив». Причем если «Контраст» играл классику, то «Баян-Позитив» – эстраду. Когда Григорий Середин уехал покорять столицу, его место занял Динар Ибрагимов, которому пришлось совмещать работу в обоих коллективах. Вскоре уехал из Магнитки и Ильяс Галимзянов. Трио «Контраст» распалось. Евгений Гайнуллов подумывал о том, не уйти ли ему из музыки насовсем. Но встретил на городском Сабантуе Лену Рафиковну Колесникову, депутата Законодательного Собрания, она ещё со студенческих времён поддерживала ребят. Лена Колесникова предложила Евгению возродить коллектив, обещала помочь со всеми вопросами. К сожалению или к счастью, но Ильяс Галимзянов отказался возвращаться в Магнитку. Тогда Евгений и Динар взяли на его место Павла Зырянова. А заодно и название – «Баян-Позитив». Было это в 2012 году.
Музыканты решили, что будут развивать именно эстрадное направление. Говорят: были в том лагере (классической музыки), но пришли в этот – шоу-бизнес. Хотя сами, когда были студентами, к шоу-бизнесу относились крайне скептически. Но тогда уже гремели аккордеонист Пётр Дранга, также вышедший из профессиональной среды, дуэт «Баян Микс». Смешение популярной музыки с виртуозным исполнительством было свежим, ярким, интересным. Классические музыканты делали шоу, и получалось здорово.
– Если бы знали всю сложность этого дела, мы бы, наверное, в жизни за него не взялись, – признаются баянисты. – Учитывая, что Женя хорошо владеет вокалом (он даже выступал как солист в оперном театре), решили, что это будет не только инструментальная музыка, но и вокал.
Сначала они просто играли популярные мелодии, потом начали делать для них собственные аранжировки. Сейчас с коллективом работает большая группа людей: костюмер, мастер по свету, аранжировщик и соавтор Дмитрий Храмцов.
– Когда готовим ту или иную композицию, в любом случае стараемся сделать так, чтобы с музыкальной точки зрения была в ней какая-то изюминка, – объясняет Динар. – Это также сложно, как в классике, но здесь – сложность в простоте. Мы не копируем популярную музыку: аранжировки свои, баянные партии авторские.
– Простота – это не плохо, – добавляет Евгений. – Все, что вызывает искренние эмоции, – это всё настоящее. Классическая музыка – много простых мелодий, соединённых в большое полотно, это игра ума, это и духовность, и эмоции. В ней очень много интеллекта. А поп-музыка – это эмоция в чистом виде. Мы заложники стереотипа, что баян несовременный инструмент. Думаю, что наше творчество ломает эти стереотипы, мы вносим немалую лепту в популяризацию баяна, показываем, насколько он может быть интересным. Пытаемся музыку разных эпох и стилей адаптировать к баяну. Баян – специфический инструмент, и не каждое музыкальное произведение ему подходит. Опираясь на концертный опыт, выбираем произведения, которые больше всего любят слушатели. Есть топ песен, которые, мы считаем, получились, на которые идёт отклик.
Магнитогорское трио – очень востребованный коллектив. Только за лето–осень 2024 года они побывали в большом туре по Свердловской области, на Южном Урале выступали в Кыштыме, Карабаше, Челябинске, на Бушуевском фестивале в Златоусте и даже в одном из ЗАТО – на Дне работника атомной промышленности. Тюменская область, Пермский край, старинный город Сарапул в Удмуртии, сольный концерт в Оренбургской филармонии…
– Мы можем всё, – говорят музыканты. – Хоть свадьбу, хоть сольный концерт, хоть День города. Стадион или камерный зал – без проблем.
Ребята играют только вживую. Аккордеон и вокал накладываются на плэйбек с гитарами и ударными. В репертуаре коллектива больше 50 композиций. Весь «боекомплект» из лучшего и любимого они представят на большом сольном концерте (6+) на сцене Дворца культуры имени Серго Орджоникидзе 7 ноября. «Баян-Позитив» обещает устроить яркое двухчасовое шоу в честь пятнадцатилетия. Будут и классика, и рок, и народная музыка, и поп-хиты. Обещают яркие спецэффекты и, конечно, – море позитивных эмоций.