С 2020 года, когда Маггортранс отметил прошлую круглую дату, жители нашего города воспользовались трамваем 97,6 миллиона раз. А в целом за всю историю магнитогорского электротранспорта – более восьми миллиардов. Третье по величине в России после Москвы и Питера, наше трамвайное хозяйство переживало взлёты и падения, однако в кризисах находило возможности, а успехи встречало с образцовым хладнокровием.
Когда в 30-х годах прошлого века начали заселять первый квартал на левом берегу, возросли маятниковые потоки жителей на работу и обратно, а конными повозками и автотранспортом эта потребность удовлетворялась всё хуже. Перед тогдашним руководством города поставили задачу по организации движения нового вида транспорта. Руководство учло особенности климата, местности, слабое развитие дорожной сети – и выбрало трамвай.
Вагоны должны были начать колесить по улицам 7 ноября 1934 года. Для этого постарались подготовить технический проект к 15 апреля, а рабочий проект со сметами – к 1 мая. Но не успели. Запуск трамвайного движения перенесли сначала на 15 декабря, затем – на 1 января 1935 года. Однако сроки снова были сорваны. На помощь Трамвайстрою начали привлекать общественников: провели несколько комсомольских субботников, в которых поучаствовали около 17 тысяч добровольцев. Управление Магнитогорского металлургического комбината подключилось ещё в 1934 году и предоставляло Трамвайстрою оборудование и рабочих, а также шпалы, которые заказывали в Усть-Катаве для собственных нужд. В 1935-м «подарили» ещё и троллейный провод. Увы, но и к очередной дате – 12 января – трамвай так и не вышел на линию. В этот день первый вагон только доставили в Магнитогорск.
В пятницу, 18 января 1935 года, наконец-то свершилось. Два трамвая под управлением Станислава Крещука и Анастасии Санниковой (по другим данным – Клавдии Коловой) стали курсировать от Щитовых до Комсомольской площади и обратно. «И хотя день был обычный, рабочий, настроение у горожан было праздничное, люди ждали начала движения и радостно его встречали. Они поздравляли нас, трамвайщиков, и желали успеха в работе. Ликовали люди, бежали за ним [трамваем], целовали друг друга, каждый хотел прокатиться», – вспоминал Станислав Крещук.
Протяжённость путей составляла 11,5 километра, действовали семь остановок, а за билет платили от 10 до 30 копеек в зависимости от дальности поездки.
Кстати, тогда уже столкнулись с проблемой «зайцев». Каждого пойманного заставляли не только купить билет, но и заплатить штраф в размере трёх рублей. И ещё один любопытный факт: в 2025 году не только у трамвайного хозяйства круглая дата – исполняется 70 лет с начала внедрения в Магнитогорске системы проездных билетов.
К 1938 году трамвайная сеть охватила почти всю территорию многоэтажек и посёлков левобережья. А в 1939-м начали осваивать правый берег, и через шесть лет численность жителей достигла 25 тысяч. Они пешком добирались на работу, пока в 1948 году не запустили трамвайную линию, соединившую берега. Причём дамбу, по которой пролегла железная дорога через Заводской пруд, возводили уже не только силами работников ММК, но ещё и студентов со школьниками. Эта дамба – Центральный переход.
С момента пуска первых вагонов в Магнитогорске колесили трамваи ленинградского, рижского, казанского, коломенского производства. В 1969 году самой популярной моделью становится 71-605, которую до 1992 года собирали в Усть-Катаве. Некоторые из этих ретротрамваев до сих пор служат магнитогорцам. Однако 84 процента парка – вагоны, находящиеся в эксплуатации не более пяти лет. Из них 77 доставили из Усть-Катава, а 54 капитально модернизировали, вдохнув в модель 71-605 вторую жизнь. Отметим, пять лет назад Маггортранс мог похвастаться только 44-мя новыми единицами подвижного состава.
С обновлением вагонов, ремонтами переездов и открытием ветки, соединившей проспект Карла Маркса и улицу Зелёный Лог, увеличилось число желающих воспользоваться электротранспортом. Муниципальный перевозчик прикладывает усилия, чтобы удовлетворять логистические потребности горожан.
Сегодня протяжённость путей в Магнитогорске составляет 175,13 километра. На предприятии, возглавляемом Владимиром Петрученко, трудится 1151 работник. В 2025 год Маггортранс вошёл с непопулярной, но вынужденной мерой – подорожавшим проездом. Однако себестоимость перевозки одного пассажира превышает 60 рублей. Благодаря же транспортным картам и проездным билетам, учитывая стоимость за наличный расчёт, каждая четвёртая поездка для школьников и студентов обходится в один рубль, для взрослых пассажиров – так и вовсе бесплатно.