Расхожее и такое привычное определение Магнитогорска как города металлургов, конечно же, верно, но лишь отчасти. В Магнитке живут и трудятся представители десятков профессий, работающие в различных сферах деятельности. Есть среди них врачи и учителя, энергетики и железнодорожники, химики и строители. И далеко не последнее место в этом ряду занимают работники машиностроительных специальностей, без которых невозможно существование градообразующего предприятия, а значит, и самого города. Ведь именно машиностроители обеспечивают бесперебойную работу металлургического комплекса ММК, осуществляя техническое обслуживание и ремонт технологических агрегатов, изготавливая новые запасные части и сменное оборудование для них.
Поэтому День машиностроителя по праву считают своим работники машиностроительных подразделений и механоремонтных служб металлургических предприятий.
В Магнитке к ним можно отнести ООО «Механоремонтный комплекс», ООО «Объединённая сервисная компания», а также ещё одно предприятие, входящее в Группу ММК, – ЗАО «Магнитогорский завод прокатных валков».
В первую очередь, когда речь заходит о магнитогорских машиностроителях, вспоминают Механоремонтный комплекс. В этом году предприятие отметило сразу два крупных юбилея – 25 лет ООО «МРК» и 95-летие управления главного механика, от которого и пошла история механоремонтной службы комбината. Сегодня ООО «МРК» – одно из крупнейших предприятий Группы, в котором работают свыше четырёх тысяч человек. Механоремонтный комплекс является основной производственной ремонтной площадкой металлургического комплекса Магнитки, прежде всего в части изготовления запасных частей для оборудования. Основное направление деятельности компании – производство сменного оборудования, узлов и агрегатов горно-обогатительного, металлургического и прокатных производств, а также ремонты, техническое и сервисное обслуживание технологических агрегатов всех переделов металлургического производства.
И если раньше многие виды оборудования комбината, необходимого для тех же машин непрерывного литья заготовок, а также детали, узлы и комплектующие, которые используются в листопрокатных цехах, закупалось за рубежом, то теперь за счёт развития Механоремонтного комплекса, внедрения новых технологий, развития проектной и технологической базы произошёл переход от предоставления ремонтных услуг к исполнению заказов «под ключ» – от проекта до полной реализации. И для этого у МРК есть все возможности, поскольку комплекс представляет собой полноценное машиностроительное предприятие, в состав которого входит вся технологическая цепочка переделов, начиная от литейного производства, кузнечно-прессового, цеха металлоконструкций, четырёх механообрабатывающих цехов и сборочных цехов. Также в составе комплекса есть вальцешлифовальный цех, который оказывает специализированные услуги по подготовке прокатного оборудования непосредственно на площадках листопрокатных цехов.
Но ключевая особенность МРК, определяющая его специфику и возможности, – наличие, помимо производственных подразделений, компетентных инжиниринговых служб. В их числе проектно-конструкторский отдел, а также служба качества и инжиниринга, в которых трудятся сотни высокопрофессиональных специалистов. Имеется в составе службы качества и инжиниринга аккредитованная заводская лаборатория механических испытаний, металлографии, неразрушающего контроля, вибродиагностики, а также лаборатория линейно-угловых измерений, которая оказывает услуги по поверке и калибровке средств механических измерений для всей Группы ПАО «ММК». По сути – это мощный технологический корпус, который закрывает все технологические переделы – от выплавки и разливки сплавов и стали и заканчивая механообработкой и полной сборкой машины «под ключ». Поэтому не станет преувеличением утверждение, что на сегодня в Механоремонтном комплексе собраны все компетенции крупного машиностроительного предприятия.
И эти компетенции продолжают развиваться, в том числе за счёт ввода в строй новых современных производственных мощностей машиностроительного направления. Один из самых ярких примеров – новый цех машиностроительной продукции, запущенный в МРК в этом году к Дню металлурга. В его открытии принимал участие президент России Владимир Путин. Особо стоит отметить, что большая часть номенклатуры продукции, на выпуск которой ориентирован ЦМП, является импортозамещающей, что имеет колоссальное значение в условиях сегодняшних внешних ограничений. В этот проект при поддержке Фонда развития промышленности инвестировано 6,5 миллиарда рублей. Всего цех сможет изготавливать более 10,5 тысяч тонн машиностроительной продукции в год. Здесь будет производиться нестандартное оборудование тяжёлого машиностроения, с основным акцентом на металлургическое и горно-обогатительное производства, а также подъёмно-транспортное оборудование.
Как отметил на открытии ЦМП председатель совета директоров ПАО «ММК» Виктор Рашников, запущенный объект уникален не только для комбината, но и для всей российской промышленности. «По сути, это полноценное самостоятельное производство, ориентированное на выпуск отечественной продукции, большая часть из которой ранее в нашей стране не выпускалась. Тем самым, мы закрываем значительную часть потребностей ММК, а также сможем осуществлять поставки импортозамещающего оборудования другим российским компаниям и на рынки СНГ. Кроме того, здесь создано более 450 новых рабочих мест», – прокомментировал Виктор Рашников.
Технологические мощности нового цеха позволяют выпускать мостовые краны специального назначения грузоподъёмностью более 150 тонн, чугуно-, стале- и шлаковозы грузоподъёмностью до 500 тонн, корпуса и опорные кольца конвертеров, стале- и чугуноразливочные ковши ёмкостью от 50 до 350 тонн расплава, кожухи доменных печей, миксеры и миксеровозы грузоподъёмностью 600 тонн. Кроме того, цех может производить вращающиеся печи и размольные мельницы, кузова большегрузных самосвалов грузоподъёмностью до 225 тонн, оборудование машин непрерывной разливки стали.
Для выпуска широкой номенклатуры конкурентоспособной продукции и реализации технологических процессов здесь установлено современное и уникальное технологическое оборудование, около 40 процентов из которого – отечественного производства.
ЦМП – не единственный крупный проект машиностроительного направления в МРК. Полным ходом там сейчас идёт строительство цеха литейно-кузнечной продукции. Ввести в строй этот производственный комплекс планируется в 2026 году. Это будет современное производство полного цикла проектной мощностью 25 тысяч тонн в год по выпуску импортозамещающей машиностроительной продукции: кованых рабочих валков для станов холодной прокатки, кованых опорных валков для станов холодной и горячей прокатки, крупногабаритных поковок с развесом слитка до 120 тонн. Объём инвестиций в проект превысит 21 миллиард рублей.
Работает в машиностроительном сегменте и другое предприятие Группы ММК – Магнитогорский завод прокатных валков. Компания существует с 2004 года, снабжая валками прокатные подразделения комбината и обеспечивая его технологическую независимость. К сожалению, МЗПВ не производил всю необходимую номенклатуру прокатных валков. Поэтому там приступили к строительству цеха стальных валков (ЦСВ), первая очередь которого также вошла в строй в июле нынешнего года.
Производственная мощность ЦСВ составит 12 тысяч тонн в год импортозамещающей продукции – опорных стальных валков для листовых станов горячей прокатки «2000» и «2500», рабочих валков для станов «5000» горячей прокатки, а также стальных сортовых валков. Мощности нового производства обеспечат качественными стальными валками не только ММК, но и другие предприятия российской металлургической отрасли. Пуск второй очереди цеха намечен на июль 2026 года, а общий объём инвестиций в проект составит 17,8 миллиарда рублей.