Круглую дату коллектив встречает в здании, где полвека назад состоялся первый спектакль новорождённого театра, – в Левобережном Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, расположенном по адресу: проспект Пушкина, 19. Причина – капитальный ремонт.
Переезд состоялся в начале февраля. Торжественное празднование юбилея вместе со зрителями и почётными гостями состоится после возвращения театра домой на Ручьёва, 7а, когда завершатся ремонтные работы. А вот репертуарные спектакли «Буратино» по-прежнему идут – в ЛДКМ, колыбели двух театров Магнитки – драматического и «Буратино». Не случайно это здание магнитогорцы издавна называют гортеатром.
Магнитка славится своими учреждениями культуры, у каждого своя уникальная черта в истории. Если говорить о театрах, то у драматического имени А. С. Пушкина это богатая биография со времён первостроителей; у театра оперы и балета – грандиозный культурный прорыв: классика, ставшая популярной в рабочем городе. А сколько самодеятельных театральных студий – и в былые времена, и сегодня… Удивить магнитогорцев непросто – публика искушённая. Чем же покорил их сердца театр куклы и актёра в далёком 1973-м и как он удерживает эту любовь полвека спустя?
Начнём с того, что в СССР в театральном мире бытовало мнение: кукольный значит детский. Как минимум – в первую очередь детский. А между тем, кукольный театр уходит корнями в ритуалы первобытно-общинного строя: первыми обрядовыми куклами стали изображения тотемов – покровителей первобытных племён. Более близкое и знакомое нам прошлое – уличные представления в средневековой Европе и любимец российской публики – острый на язык Петрушка. Площадное театральное искусство вмещало в свою аудиторию народ от мала до велика. Вернуть кукольному театру его изначальное значение, но на основе достижений театрального искусства ХХ века и было задачей юного магнитогорского театра.
Шаблон «куклы – для детей» разлетелся в клочья благодаря новаторству команды, которую сегодня называют отцами-основателями легендарного «Буратино».
Прежде всего это главный режиссёр Виктор Шрайман, главный художник Марк Борнштейн и щедро делившийся с ними творческими находками актёр Евгений Терлецкий. А первым директором новорождённого театра стала Тамара Либерман – общественный и театральный деятель, человек увлечённый и неравнодушный.
Уникальная черта созданного ими театра – то, что актёры вышли из-за ширмы и перестали прятаться за кукол, начали играть «в живом плане». И оказалось: совершенно не обязательно делить спектакли на кукольные и драматические, поскольку именно синтетический театр совершил революцию в культурной жизни Магнитки – и не только.
Итак, в январе 1972 исполком Магнитогорского горсовета принял решение о создании в городе театра кукол. Первым поставленным спектаклем стали «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей», премьера которого состоялась 7 февраля 1973 года – этот день театр и считает днём своего рождения. К слову, в 2010-м эта постановка в новом прочтении была представлена публике – возрождение легенды состоялось благодаря гранту главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение». Но вернёмся в 1973-й. Вскоре после первой премьеры театру было передано здание по проспекту К. Маркса, 126, и 2 апреля 1973-го состоялся переезд. Сегодня в этом здании располагается Магнитогорское концертное объединение, но театралы со стажем до сих пор называют его «старым Буратино». «Сэмбо», «Айболит против Бармалея», «Маугли» – уже первые спектакли принесли успех молодому коллективу. В золотой фонд российского театра вошла и сказка «Алёнушка и солдат». Трёхглавое чудо-юдо, как и другие куклы из знаковых для «Буратино» постановок, и сегодня обитает в уникальном музее «Закулисье», в 2015-м, также при поддержке гранта «Вдохновение», созданном заведующей литературно-драматической частью театра Юлией Мелединой, главным художником Ильдаром Валиахметовым и актрисой, режиссёром, человеком с золотыми руками и золотым сердцем Ириной Барановской. Хочется надеяться, что после капитального ремонта музей вновь откроет свои двери для больших и маленьких зрителей.
Ещё об одной звёздной постановке 1970-х. «Три мушкетёра» (1976) были настолько популярны, что в 2013 году возвращение к этому спектаклю стало знаковым культурным событием в жизни города.
Как известно, бывших «буратиновцев» не бывает – этот театр оставляет зарубку на сердце навсегда.
На сорокалетие театра съехалась вся «великолепная четвёрка» Владимир Зимин из Иваново (Д'Артаньян), народный артист России Владимир Шульга из Москвы (Де Тревиль, Атос), заслуженный артист России Николай Глебов из Перми (Портос), Евгений Терлецкий из Израиля (Арамис). Юбилейный вечер с капустником по мотивам «Мушкетёров» организовал энтузиаст магнитогорской культуры, ценитель театра и авторской песни Станислав Мыльников. Этот проект казался фантастикой, но он состоялся!
Нельзя не сказать и о главном шедевре «Буратино» 1980-х – спектакле «Дом, который построил Свифт» (1985). Очевидцы рассказывают, что автор пьесы Григорий Горин чуть не плакал на премьере: «Неужели это я написал?» Да, существует фильм Марка Захарова, в творческом тандеме с Гориным снявшего немало любимых зрителями кинолент. Но ничто не сравнится со «Свифтом» на сцене «Буратино». Сохранилась запись этого спектакля Челябинским областным телевидением, но и она лишь отчасти передаёт ту магию, которая ощущалась в зрительном зале. Заслуженный артист России Александр Анкудинов, тогда – почти мальчишка, по сей день считает роль доктора Симпсона в «Свифте» своей главной творческой удачей, хотя с тех пор судьба подарила ему немало запоминающихся актёрских и режиссёрских работ, вспомним его «Муху-цокотуху» (6+) и роль блистательного Ричарда Хоксли в «Балагане» (16+), украшающих репертуар и поныне.
«Буратино» 1970–1980-х стал «магнитогорским феноменом», который вошёл в учебники театральных училищ и вузов.
Неизменный аншлаг. Гастроли в СССР, Польше и Франции. Зрители, которые готовы ехать за сотни и лететь за тысячи километров на спектакли. Открытия в каждой новой постановке… Но сдвинулись тектонические плиты истории, и это не могло не отразиться на судьбах людей. Сегодня Евгений Терлецкий – ведущий актёр театра «Гешер» в Тель-Авиве, Марк Борнштейн – главный художник Санкт-Петербургского Интерьерного театра, Виктор Шрайман в 1996-м вернулся из Израиля в Магнитку и поставил множество ярких спектаклей, причём не только в «Буратино», но и в «драме» и театре оперы и балета. В итоге судьба связала Виктора Львовича с Нижним Новгородом, где он с 2012 по 2018 год был главным режиссёром театра юного зрителя.
Когда театр остался без главного режиссёра и большей части своей первой команды, немало сделал для него режиссёр Михаил Скоморохов из Перми. На чудесный музыкальный спектакль «За великое чувство любви» по произведениям Михаила Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова зрители ходили по несколько раз.
Середина 1990-х в «Буратино» – эпоха режиссёра Игоря Ларина, среди культовых постановок которого – «Вишнёвый сад», «Лес», «Преступление наказание» и мимический балет «Рататуй» на музыку Альфреда Шнитке. А одним прекрасным утром город проснулся и ахнул: молодёжь под руководством Ларина раскрасила цветами безликий бежевый фасад театра (тогда ещё располагавшегося на Маркса, 126) – весёлое хулиганство тоже осталось в летописи Магнитогорского театра куклы и актёра.
Точка отсчёта современной истории «Буратино» – переезд в здание на Ручьёва, 7а в феврале 1999 года.
Больше пространства для гримёрок и театральных цехов, зал на 210 мест. Это сейчас мы говорим о необходимости переоборудования, а тогда радовались просторному трёхэтажному зданию, более комфортным условиям для актёров и зрителей. В новом «Буратино» шли фестивальные спектакли, обменные гастроли. И, конечно, радовали зрителей постановки любимого несколькими поколениями театра.
Значимая глава в биографии «Буратино» связана с его главным режиссёром Сергеем Ягодкиным, творившим в Магнитке с 2009 по 2018 год. Сегодня раскрывается режиссёрский талант актёров Сергея Меледина, Александра Анкудинова, Дмитрия Никифорова, Анны Зверевой и Романа Табиева, успешно сотрудничают с театром лучшие режиссёры России, в их числе Наталья Корлякова, поставившая в «Буратино» искромётные комедии «Блэз» (16+), «Балаган» (16+). Жемчужина русской классики – «Не всё коту масленица» Александра Островского – в её интерпретации сохранила колорит оригинала и в то же время обрела современное звучание. К слову, этот невероятно динамичный и смешной спектакль с глубоким смыслом можно увидеть на сцене Левобережного Дворца культуры металлургов. Проект Ирины Барановской – камерный театр для малышей – также продолжает развиваться. В февральской афише – «Рукавичка» (0+), «Лесная сказка» (0+), «Как Маша поссорилась с подушкой» (0+), «Сказка про паучка» (0+), «Большое приключение маленького лягушонка» (0+) и другие удивительные истории для ребят младшего дошкольного возраста. Спектакли для мальчишек и девчонок постарше – «Как Баба-яга сына женила» (6+), «Чудо чудное, Диво дивное» (6+) и не только.
Подробное расписание спектаклей в ЛДКМ – на официальном сайте театра «Буратино» teatrburatino.ru.
Итак, «Буратино» на полтора сезона обосновался во Дворце на Пушкина, 19. Напомню: именно туда на время капремонта переезжал коллектив драмтеатра имени А. С. Пушкина – и вернулся в обновлённое здание, к новым возможностям. Теперь этот путь предстоит пройти театру куклы и актёра. Самый центр левобережья, место пересечения множества маршрутов общественного транспорта, красивые интерьеры исторического здания, а главное, замечательные спектакли для детей и взрослых – пусть всё это станет для друзей «Буратино» стимулом снова и снова возвращаться в удивительный мир театра.
С юбилеем, наш любимый «Буратино»! Прими наилучшие пожелания от редакции «Магнитогорского металла». И, конечно же, в этот день от всего сердца благодарим актёров Александра Анкудинова, Зинаиду Бондаревскую (Жданову) и Татьяну Акулову, которые бережно хранят традиции легендарного «старого» «Буратино». Всё обязательно будет хорошо. Капремонты преходящи – искусство вечно.