В мероприятии участвовали тридцать художников, которых поделили на три группы: первая отправилась творить в ЛПЦ-11, вторая – в ЛПЦ-4, а третья – на литейный двор шестой доменной печи. Инициатором и организатором проекта выступило управление информации и общественных связей ПАО «ММК» при содействии регионального отделения Российского фонда культуры и магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России».
– О событии узнал из соцсетей, – рассказывает художник-портретист Виталий Плужников. – Сам вызвался поучаствовать, было интересно посмотреть на комбинат изнутри.
До этого Виталий побывал на промплощадке лишь раз – на коксохиме, в рамках экскурсии, когда учился в МГТУ. А доменный цех впечатлил, прежде всего, масштабами, интересной обстановкой и освещением.
Плужников родом из Белорецка, рисованием увлёкся ещё восьмилетним ребёнком. Увидел во дворе объявление о наборе в художественную школу и записался. Учиться, по его словам, было несложно, всё получалось само собой.
– Осваивали написание портретов, натюрмортов, пейзажей, – перечисляет Виталий. – И даже резьбу по камню. Наши преподаватели стремились дать нам как можно больше, посвятить во все сферы искусства, чтобы мы выросли разносторонними художниками.
В последние годы Плужников сосредоточился на создании портретов. От других направлений немного отвык, а потому рисовать промышленный пейзаж литейного двора доменной печи для него сложновато.
– Но ничего, – говорит он. – Надеюсь, всё задуманное получится.
Видеть на промышленной площадке людей на складных стульях, разместившихся перед мольбертами, довольно необычно. Впрочем, и для большинства участников проекта написание картины в цехе – нечто совершенно новое.
Художникам интересна каждая деталь, они внимательно всматриваются в работу агрегатов и переносят увиденное на холст.
Кто-то работает красками, кто-то мелками, кому-то оказалось достаточно простого карандаша – здесь организаторы предоставили художникам полную свободу действий. Ну а главное, что каждая картина – это воплощение эмоций того, кто её создаёт. Все участники промышленного «пленэра» пропускают увиденное в цехе через себя, впечатляются, вдохновляются и творят так, как подсказывает мастерам их творческая натура.
Каждый из цехов завораживает по-своему. Одиннадцатый листопрокатный, например, зеркальным блеском полос холоднокатаного металла. ЛПЦ-4 – скольжением по рольгангам оранжевых раскалённых слябов. А домна – жарким «фейерверком», когда наступает пора выпуска чугуна.
Арина Баженова, художник, дизайнер-проектировщик, а также одна из организаторов проекта, творит в одиннадцатом листопрокатном цехе. Ей оборудование напомнило корабль, и вид, по словам художницы, потрясающий. А цель у неё – не детальная передача увиденного, а преобразование в композицию.
– Найти что-нибудь вдохновляющее можно на любой локации, – уверена Арина. – И здесь очень интересно, тем более одиннадцатый листопрокатный цех один из самых новых на комбинате.
Как и Виталий, девушка увлеклась живописью в раннем возрасте. Рисовать для неё – всё равно что дышать.
– Мне всегда нравилось погружаться в другие миры, читать книги, создавать что-то необычное, новую реальность, – продолжает Арина. – С братом перерисовывали животных из энциклопедии или мультфильмов – нажимали на видеомагнитофоне паузу и переносили всё, что видим, на бумагу.
Родители не могли не обратить внимания на увлечение дочери и отдали её в художественную школу. Затем был худграф Магнитогорского государственного университета, где Арина получила профессию дизайнера-проектировщика. Суть её работы в создании интерьеров, и живопись – неотъемлемая часть этого процесса. Также девушка участвует в художественных выставках и осваивает современные технологии изобразительного искусства.
– Например, NFT – картины и галереи, создаваемые в виртуальной реальности, – продолжает Арина. – Это очень интересное и современное направление, которое также позволяет общаться с коллекционерами по всему миру.
Кроме того, у Баженовой своя студия живописи. Возраст учеников – от шести лет, а самому старшему уже семьдесят пять.
– Многие, кто к нам приходят, говорят, что наконец-то могут позволить себе заняться тем, чем давно хотели, – улыбается Арина. – Некоторые, конечно, поначалу опасаются неудач, но потом втягиваются в процесс, получают удовольствие и реализовывают свои мечты.
От комбината она в шоке – в хорошем смысле слова. Впрочем, в такой реакции мало удивительного, поскольку масштабы и уникальность нашего промышленного гиганта не могут не впечатлять.
– Люди, которые здесь работают, потрясающие, – добавляет Арина. – Теперь, после такого вот посещения комбината, День металлурга для меня нечто большее, чем просто городской праздник.
Среди участников проекта не только молодые художники, но и признанные мэтры. Например, председатель магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России», председатель регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» Челябинской области, профессор Эдуард Мэдер. На самом «пленэре» он только набирался впечатлений и делал наброски, а полностью воплотил увиденное в жизнь уже потом. А вот заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области, член Союза художников России Ринат Шарафутдинов трудился над промышленным пейзажем «на месте» более трёх часов. Писал маслом, что крайне непросто, когда речь идёт о картине со множеством деталей и запечатлеть хочется каждую.
Проект «ММК глазами художника» стал уникальным опытом и для участников, и для руководства Магнитогорского металлургического комбината. А работы Виталия, Арины и других художников, побывавших на промышленных «пленэрах», скоро можно будет увидеть на выставках, корпоративных мероприятиях, билбордах, площадках электронных СМИ и в сети «Интернет».
Магнитогорский металлургический комбинат был и остаётся местом притяжения творческих людей. Ему посвящают стихи, рассказы и песни, о нём снимают фильмы. И сама Магнитка рождает таланты: благодаря нашему градообразующему предприятию Россия и многие страны зарубежья узнали о целой плеяде профессиональных магнитогорских художников. Достаточно вспомнить Фёдора Разина, которого с полным правом можно назвать летописцем Магнитки. Именно его мастерство позволило тысячам людей увидеть промышленные пейзажи металлургических цехов и коксохима, портреты рабочих и руководителей ММК. Эмоциональность и атмосферность работ Фёдора Георгиевича всегда были на высоте.
В последнее время художники посещают промплощадку нечасто. При этом талантливые творцы кисти, красок и холста из нашего города не исчезли и, как только стало известно о проекте «ММК глазами художника», сразу же согласились в нём поучаствовать. В управлении информации, общественных связей и рекламы комбината очень рады такому интересу и уверены: традиция подобных промышленных «пленэров» будет возрождена, ведь на главном предприятии Магнитки ещё немало цехов, в которых есть на что посмотреть и что запечатлеть.