Больше месяца прошло с того дня, как огненная стихия, разбушевавшаяся в сотне километров от Магнитогорска, лишила крыши над головой 72 семьи: 61 строение сгорело в посёлке Джабык Еленинского поселения Карталинского района, ещё одиннадцать – в посёлке Запасное.
Время, кажется, уже сгладило остроту восприятия несчастья, но по телу всё ещё бегут мурашки, когда вспоминаешь, как в едином порыве помочь пострадавшим магнитогорцы везли в Карталы, где разместили погорельцев, а также пострадавшие посёлки Джабык и Запасное, где работали пожарные и волонтёры, готовую еду, продукты, одежду, обувь, постельное бельё, садоводческий, технические инвентарь и прочее – восстанавливая хозяйство, люди, потерявшие в огне всё, нуждались буквально во всём.
Депутат Государственной Думы России от Магнитогорского округа Виталий Бахметьев не смог остаться в стороне и в этот раз: месяц назад он стал инициатором создания специального счёта в благотворительном фонде «Металлург» для сбора пожертвований погорельцам. За месяц в фонд благотворителями перечислено более одного миллиона рублей. В ходе рабочей поездки депутат посетил пострадавшие от огненной стихии посёлки Карталинского района, в том числе, чтобы убедиться, а затем отчитаться перед благотворителями, что собранные ими средства действительно пошли на благое дело.
Даже через месяц после трагедии на подъезде к посёлкам испытываешь ужас: дивные красивейшие леса, которыми славятся здешние места, обычно богатые зеленью и грибами, встречают безжизненными обгоревшими и поломанными остовами деревьев, высушенной огнём жёлтой листвой. Меж почерневших стволов деревьев – слой серого пепла чуть не по колено. В самих посёлках на территории, где когда-то часть поселения на зависть всем стояла в обрамлении роскошного леса, сегодня выжженная пустошь: заборов нет, на месте, где стояли красивые уютные домики, лишь остатки фундамента. Правда, тут же взгляд цепляет больше двух десятков практически возведённых зданий из шлакоблока, готова деревянная основа для кровли, вокруг стоят непрекращающийся стук молотков, визг болгарок и прочие строительные шумы.
– Президент Владимир Путин и губернатор Алексей Текслер поставили чёткие сроки возвращения пострадавшим жилья: первого октября люди должны заселиться в новые дома, но скорость работ позволяет рассчитывать, что новоселье люди смогут отметить уже в середине сентября, – отчитывается перед Виталием Бахметьевым глава Карталинского муниципального района Анатолий Вдовин. – Работы чётко отслеживает президент, недавно лично осмотревший пострадавшие от пожара посёлки: каждые три дня мы обязаны отсылать фотографии, как движется строительство новых домов для погорельцев.
В первую очередь восстанавливают жильё для так называемых коренных жителей Джабыка и Запасного – тех, кто постоянно проживает в посёлках, прописан в них и, кроме потерянного жилья, другого не имеет – таковых в обоих посёлках 24 семьи, и те самые практически возведённые дома строятся как раз для них. Погорельцам на время работ предложено временное жильё, но, по словам Анатолия Геннадьевича Вдовина, почти все нашли приют у родственников.
– Дома возводим трёх категорий: 60, 80 и 100 квадратных метров, – рассказывает Анатолий Геннадьевич. – То есть, даже если сгорел дом квадратурой всего 30–40 метров, то пострадавшие получат дом в два раза больше. У каждого дома будет собственная скважина глубиной до 20 метров и выгребная яма – дома будут со всеми удобствами. Деньги выделяет федеральный бюджет, помогает губернатор, благотворители. Как раз на миллион, собранный магнитогорцами через специальный счёт благотворительного фонда «Металлург», будут построены скважины, каждая из которых стоит около 50 тысяч рублей. Одновременно решаем вопрос по подведению к этим домам газа, так что дома получатся тёплыми и благоустроенными – что называется, под ключ.
Получат компенсации и те, кто, имея дом в Джабыке или Запасном, являются владельцами жилья в других местах – в частности, магнитогорские дачники.
Им насчитают денежные выплаты согласно метражу сгоревших строений. Правда, по словам Анатолий Вдовина, в этом вопросе у многих возникли сложности.
Марина Петровна Павленко – жительница Магнитогорска, до пенсии работала в детском саду со специализированным уклоном № 139. С мужем, инвалидом по зрению, давно решили в старости коротать век в собственном доме: два года осматривали окрестности Магнитогорска, выбирая место для жительства. Приехав в Запасное, с первого взгляда влюбились в здешние места: лес, озеро, воздух, а какие ночи звёздные! Купили участок с домиком-развалюшкой, за десять лет хозяйство полностью обновили. Женщина показывает на фотографиях добротный двухэтажный дом, отделанный сайдингом, благоустроенный садовый участок, шикарную открытую веранду и большой бассейн. Всё, что осталось от былого великолепия, – торчащий фундамент: всё сгорело дотла. Марина Петровна вздыхает: а какие у меня дома книги были, фотографии, телескоп, ротанговое кресло-качалка, которое мужу на юбилей покупала…
В день пожара эвакуироваться женщина не собиралась: до последнего верила, что огонь не дойдёт до её посёлка.
– Три дня вкруговую дым стоял – то с одной стороны, то с другой, но все говорили, что ситуация под контролем, – рассказывает Марина Петровна. – Когда дым совсем близко подошёл, наготовила вёдра с водой, тряпки, чтобы тушить, подвела шланги, – правда, они не понадобились, ведь электричество сразу же отключили. Лес загорелся, огненные ветки по ветру летят и, как стрелы, везде втыкаются: пока в одном месте затушу, в другом участок загорелся. Скоро поняла, что не справлюсь: запнусь – погибну. Схватила с вечера подготовленный рюкзачок с вещами и побежала к озеру. Из дома выходя, ещё на ключ двери закрыла – уверена была, что не сгорит. Вокруг сплошной огонь и чёрный дым от чадящей сосновой смолы, горящие ветки втыкаются в тело, воздух невыносимо горячий. Завернулась в плед по самые глаза – и бегу по дороге буквально сквозь огонь: руки обожжены – до сих пор шрамы не прошли, лицо, волосы горят, одежда плавится. Спасло то, что до воды добраться успела.
Из огненного пламени её вывез Анатолий Вдовин: всё время пожара он находился в Еленинском поселении и лично вывозил людей, оставшихся в зоне бедствия. На второй день Марина Петровна получила положенную единовременную помощь – десять тысяч рублей. Размер остальной компенсации предстоит отстаивать через суд: участок Марина Павленко приватизировала, а вот дом переоформить по новым размерам не спешила – ждала, пока полностью окончит работы и тогда уж оформит всё сразу. Не успела. По факту получается, что сгорел дом больше сотни метров, а по документам – 50-метровая халупка.
– Есть пострадавшие, которые купили участки, отстроили дома, но не оформили на них документы – таких 13 семей, есть и такие, как Марина Петровна, у которых квадратура по документам и по факту не сходятся, – разъясняет Анатолий Вдовин. – Администрация Карталинского района совместно с прокуратурой помогает таким гражданам составить документы для обращения в суд, в котором им предстоит отстаивать свои права. Такие процессы уже идут, в основном дела решают в пользу пострадавших. Мы заинтересованы в том, чтобы всё было по-честному: сколько потерял – столько и получил. Не хотим, чтобы страдали такие, как Марина Петровна, но не дадим наживаться и тем, кто имел на участке лачугу без окон и дверей, а теперь пытается доказать, что потерял дворец, а такие люди, к сожалению, тоже встречаются.
Кроме указанной помощи, каждый пострадавший из числа прописанных в Джабыке и Запасном за полную утерю имущества получит сто тысяч рублей, за частичную – 50 тысяч. Активно помогают рабочими руками: восстанавливают крыши, заборы, хозяйственные постройки. По словам Анатолия Вдовина, настроение у пострадавших уже спокойное.
– Люди довольны и предложенной помощью, и темпами работы, – говорит Анатолий Геннадьевич. – Одни выбирают в качестве компенсации новые дома, другие – деньги, варианты возмещения утери имущества есть. Главное, все с пониманием относятся к тому, что для полного устранения последствий стихии требуется время и усилия.
– Стихия, конечно, страшная, страшны её последствия, но с удовольствием увидел, что работа по их устранению ведётся очень активно, – подытоживает поездку депутат Государственной Думы РФ Виталий Бахметьев. – Явившись месяц назад инициатором создания спецсчёта для сбора средств погорельцам, теперь я должен отчитаться перед ними о том, куда потрачен собранный миллион с лишним рублей. Уже сейчас вижу, что пожертвования эти пошли на благое дело.