Магнитогорский академический драматический театр имени А. С. Пушкина едва успел выдохнуть после насыщенного событиями Новогодья, которое, кроме сказочного марафона для детей и взрослых, включало областной фестиваль-конкурс новогодних спектаклей для детей «Морозко» (0+) и губернаторскую ёлку, – как завертелись события февраля.
Главное из них – показ спектакля Алексея Вотякова «Лавр» (16+) по одноимённому роману (18+) Евгения Водолазкина в Москве. Ценители театрального искусства и наши постоянные читатели наверняка помнят, что это награда за победу в ХХ Фестивале театров малых городов России. МАДТ имени А. С. Пушкина просит земляков рассказать московским друзьям об этом, чтобы не пропустили резонансное событие. Итак, «Лавр» будет показан в Центральном академическом театре Российской Армии 25 февраля в 19.00.
Старая помпадурша и среда её обитания
А что же для магнитогорцев? Тринадцатое число самого короткого зимнего месяца оказалось счастливым – в этот день состоялась премьера спектакля «Старая помпадурша» (16+). Постановка заслуженной артистки России Надежды Лавровой в жанре «ироничная история одной влиятельной особы» по одноимённому рассказу из сатирического цикла Михаила Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши» (16+) длится один час 20 минут – и пролетает на одном дыхании. На сцене двое – Анна Дашук и Надежда Лаврова, воплощающие целую плеяду щедринских персонажей.
В названии цикла и спектакля – отсылка к имени фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур, которое, скрестившись с русским понятием «самодур», органично прижилось на российской почве, породив семантический гибрид «помпезного самодурства», – об этом напоминают создатели спектакля, среди которых, кроме Надежды Лавровой, – художник-постановщик Алексей Вотяков, художник по костюмам Гульнур Хибатуллина, автор музыкального оформления Антон Масленников и помощник режиссёра Наталья Нужина. Эта команда заслуживает восхищения за то, что на малой сцене достаточно минималистичными средствами ей удалось показать фактуру жизни обывателей в российской глубинке XIX века. Красные и золотые тона, внушительная портретная рама, время от времени «оживающая». Так и в костюмах – красный, белый, чёрный.
Собственно, в русской народной традиции это цвета судьбы – и золото удачно оттеняет их своей «материалистичностью». А судьба к главной героине Надежде Петровне сурова ну просто до невозможности – она простилась с помпадуром, которого перевели из её маленького городка, и теперь он – старый помпадур, а она, о ужас, старая помпадурша. «Нашалил и уехал!» – рыдает она в пеньюаре у портрета, на коем красуется предмет её обожания.
Но главное в этой истории – не страдания несчастной госпожи Бламанже, не её сомнительное положение, которое в итоге сменятся положением столь же блестящим, как при старом помпадуре, а общественное устройство, основанное на чинопочитании, подхалимаже, лицемерии, и управление городом, которым руководит отнюдь не закон. Всё дело в том, чтобы наделённому фактически безграничной властью помпадуру досталась подходящая помпадурша – светская львица из местных, которая смягчит его нрав и будет вершить дела с ним вместе, а то и вместо него.
Михаил Евграфович в авторском предисловии к циклу «Помпадуры и помпадурши» писал: «Я решился разъяснить хотя бы те основные пункты помпадурской деятельности, которые настолько необходимы для начинающего помпадура, чтобы он, приезжая на место, являлся не с пустыми руками. Таковы, например: проводы, встречи, отношение помпадуров к подчинённым, к обывателям и к закону, выбор помпадурш и т. д.».
Игра Анны Дашук поражает воображение. Актриса мастерски создаёт гротесковые образы обитателей провинциального городка, но центральная линия – это трогательная в своём горе Надежда Петровна, которая, уж поверьте, своего не упустит. И стоит ей переодеться в алый наряд страсти, как действие принимает неожиданный (или всё-таки ожидаемый?) оборот.
Надежда Лаврова преображается то в подругу главной героини Ольгу Семёновну Проходимцеву, то в выразительный портрет уехавшего и тем самым разбившего сердце Надежды Петровны, то в прочих персонажей. И её сдержанность, контрастирующая с эмоциональностью помпадурши, дополняет живую и достоверную картину высмеиваемого Салтыковым-Щердиным обывательского общества. Надежда Лаврова умеет даже без слов вызвать бурю восторга у зрителей, её игра высвечивает тончайшие смысловые оттенки.
Скажу несколько слов и о музыкальном оформлении. Богатство его красок варьируется от русской плясовой, которой Надежда Петровна, едва не срываясь с задора на слёзы, прощается с отбывающим в дальние края помпадуром, до романса Полины Агуреевой на стихи Марины Цветаевой «Моя маленькая». Анна Дашук прекрасно их исполняет. И ведь невольно проникаешься сочувствием к маленькой женщине, столь зависимой от превратностей судьбы. Этим и интересен образ Надежды Петровны – своей неоднозначностью. Истинный её облик мы видим только в финале, когда обличающие слова звучат из уст прежней подруги…
Спектакль «Старая помпадурша» включили в программу культурного просвещения молодёжи «Купол» («Культурное поколение») (6+), разработанную в администрации Магнитогорска. На театральных встречах проекта старшеклассники увидят фрагменты спектакля и смогут пообщаться с участниками постановки.
В афише МАДТ имени А. С. Пушкина указано, что спектакль «Старая помпадурша» будет показан 14 и 15 марта.
Что наша жизнь? Офис!
Весна в драмтеатре начнётся с премьеры спектакля необычного и невероятно захватывающего. Его режиссёр, москвич Олег Машаров, – человек разносторонний. В его биографии – брейк-данс и живопись, паркур и воркаут, бизнес-проекты и написание рассказов, наконец, театральные роли и собственные постановки. О предстоящей премьере он рассказал журналистам.
Психодрама с элементами комедии «Претендент» (16+) поставлена по его собственной пьесе (16+). И сначала Олег приехал в Магнитогорск, пообщался с будущими исполнителями главных ролей – а потом написал для них образы, которые, безусловно, не являются психологическими «слепками» с Андрея Майорова, Ольги Гущанской, Кирилла Копылова и Ивана Погорелова, но режиссёр был уверен: именно эти актёры сумеют раскрыть именно эти образы. Это первый опыт Олега в драматургии – но он никогда не боялся самореализовываться в новых для него сферах.
Актёрская четвёрка, режиссёр-постановщик Олег Машаров и художник-постановщик спектакля Валерия Камольцева (Санкт-Петербург) пообщались с представителями магнитогорских СМИ в формате чаепития. И действительно, за одним столом беседа идёт лучше, чем когда участники пресс-конференции «в президиуме», а пресса – по ту сторону «барьера». Остаётся только оправдать доверие постановщиков и участников спектакля и «не спойлерить» – то есть не выдать нюансы сюжета. Поэтому многое из сказанного на той встрече я озвучу, вероятно, в материале о премьере. А пока скажу лишь о главном.
Пьеса – своего рода «матрёшка». Есть четверо претендентов на серьёзную офисную должность, оказывающихся в замкнутом пространстве, напоминающем комнату для допросов. Ничто не заставляет их там оставаться, кроме желания устроиться в солидную фирму. Но кто они, эти четверо? Те, за кого себя выдают? Разумеется, нет.
Шекспир называл нашу жизнь театром. Не опровергая его слов, Олег Машаров добавляет: а может быть, наша жизнь – офис? И показывает, как люди молниеносно меняют маски, в зависимости от того, что перед ним: сильный или слабый конкурент, потенциальный работодатель… И вдруг меняется освещение (не случайно работать со светом Олег пригласил своего единомышленника – петербуржца Максима Геллера) – и мы, зрители, узнаём, что перед нами одновременно офисные работники и актёры, исполняющие их роли. А кстати, есть ведь и актёры драмтеатра имени А. С. Пушкина, исполняющие роли актёрствующих офисных работников. Ольга Гущанская признаётся: до работы в спектакле «Претендент» ей вообще не была близка и знакома тема офиса. Но после того как журналистам показали отрывок из спектакля, в это с трудом верится, настолько филигранно она играет бизнес-леди – и в то же время актрису, которой очень важно поскорее завершить спектакль и… Нет-нет, я же обещала не спойлерить. Скажу лишь, что «Претендент» – это живые образы, живые диалоги и сплошные неожиданности. А самое главное – множество поводов для размышления.
Именно на эту реакцию зрителей и надеется Олег Машаров, – не на то, что все мы после спектакля изменимся, это было бы утопией, но на то, что мы задумаемся. О масках, которые носим. О том, действительно ли они нужны. И о множестве прочих важных вещей – жизненных приоритетах, например. С ними у героев тоже не всё так просто.
Итак, премьера психодрамы с элементами комедии «Претендент» состоится 6 и 7 марта.
А когда «Каштанка»?!
Итак, театральный сезон 2023–2024 на самом пике. Ещё одна долгожданная премьера весны – «Каштанка» (12+), которую ставит команда Ильи Архипова (помните, «Пиковая дама» (16+) – это тоже они). Проект стал возможен благодаря гранту главы города «Вдохновение». Премьера запланирована на апрель. Скоро мы увидим Чехова в жанре циркового представления. Необычные театральные формы – это одна из изюминок МАДТ имени А. С. Пушкина. Радует, что наш драмтеатр открыт для новаторских экспериментов. Это и есть живое искусство.