В поисках новых впечатлений россияне всё внимательнее присматриваются к туристическим маршрутам внутри страны. В список «самых-самых» попадают не только города с многовековой историей и заповедные территории, но и регионы без морских побережий, памятников истории и архитектуры.
Расположенные в тысячах километров от столицы, они тоже готовы удивлять, развивать и полностью менять представления о привычных вещах. Так, «молодой» по историческим меркам Магнитогорск предлагает каждому из своих гостей ни много ни мало – «промышленное освоение Урала» в самом широком смысле этого слова.
В Европе промышленный туризм развивается уже несколько десятилетий, в России только-только входит в моду. Но посещения действующих предприятий, возможность увидеть процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему, находят всё больше поклонников. Магнитогорский металлургический комбинат стал одним из первых на Южном Урале предприятий, открывших двери для туристов. Демонстрируя свои достижения, технологические процессы, качество продукции и экологичность производств, он формирует новый имидж современной российской промышленности. Кроме того, развитие промышленного туризма помогает решать кадровые вопросы, привлекать молодых специалистов, популяризировать профессии и повышать инвестиционную привлекательность не только Магнитогорска, но и Челябинской области.
В рамках недели туризма, проходившей в Челябинской области с 21 по 27 сентября, для представителей муниципалитетов Южного Урала, готовых развивать промышленный туризм, был организован методический информационный тур на Магнитогорский металлургический комбинат.
Пешее путешествие по комбинату, который относится к числу опасных производств, для туристов недоступно, да и территория ММК, сопоставимая по размерам со столицей Франции – Парижем, не располагает к прогулкам. Поэтому, получив спецодежду и пройдя инструктаж по технике безопасности, гости усаживаются в комфортабельный автобус и в сопровождении гида и машины безопасности дорожного движения отправляются в доменный цех.
Десятая домна, в своё время получившая титул крупнейшей не только в СССР, но и в Европе, вызывает всеобщее восхищение.
Как и облачённые в «космические» защитные костюмы горновые, чувствующие себя среди металлического громадья как дома. В ожидании выпуска чугуна гости знакомятся с историей строительства цеха и его современной деятельностью. Радиогид-система позволяет туристам слушать экскурсовода, не отвлекаясь на производственные шумы.
– Наше учреждение входит в число организаций, занимающихся развитием промышленного туризма, – объясняет свой интерес директор МБУ «Троицкий краеведческий музей» Екатерина Подгайко. – У нас большие планы, так как в Троицке расположены одна из крупнейших в России ГРЭС и фабрика по производству мороженого – есть о чём рассказать и что показать. Руководство этих предприятий готово принимать туристов, но для этого нужно понимать, как организован экскурсионный процесс, какие требования предъявляются к технике безопасности и экскурсоводам. Поэтому мы приехали на ММК, где промтуризм успешно развивается уже несколько лет, поучиться, посмотреть и, возможно, что-то из увиденного применить на практике. Экскурсия по комбинату произвела огромное впечатление. Удивляет всё, начиная с территории: громадные площади, масштабы производства. Для сравнения: в Группе компаний ММК работают более пятидесяти тысяч человек, а в Троицке проживают чуть более семидесяти тысяч. То есть ММК – это почти целый город! Впечатляют размеры доменных печей, а процесс выпуска чугуна – завораживает, так что невозможно оторваться.
По словам директора департамента продвижения туристического потенциала АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области» Елены Гусевой, на Южном Урале промышленный туризм развивается активно. В 2020 году Челябинская область и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» заключили соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает содействие в создании новых и экспертизе уже имеющихся производственных туров. Специалисты АСИ разработали методическое пособие, в которое вошли пошаговое руководство по созданию и запуску производственных туров, обзор лучших практик и типичных ошибок. Следующим этапом станет внедрение этих рекомендаций на пилотных предприятиях Челябинской области, выразивших готовность войти в проект.
– Более сорока предприятий Южного Урала проводят экскурсии по своим производственным площадкам, и мы готовы расширять этот список, – подчеркнула Елена Гусева. – В рамках недели туризма решили организовать информационный тур на ММК, который считается передовиком промтуризма в регионе. На примере комбината хотим показать коллегам из других муниципалитетов, как нужно строить экскурсии и в целом организовывать процесс по приёму туристов. Кроме того, запланирован круглый стол, где состоится презентация центра компетенций по обучению промышленному туризму, который ММК планирует запустить на своей базе. В следующем месяце в Магнитогорске и Челябинске пройдёт II Всероссийский форум по развитию промышленного туризма, организованный при поддержке агентства стратегических инициатив. В нём примут участие пять пилотных предприятий, готовых развивать это направление: ММК, оружейная компания «АиР», группа «Магнезит», цех белой металлургии «Высота – 239» Челябинского трубопрокатного завода и фабрика «Макфа». В рамках форума участники смогут побывать на Магнитогорском металлургическом комбинате и узнать, как подготовить промплощадку для туристов, как организовать передвижение группы по предприятию, какие цехи наиболее интересны и «инстаграмны».
Посетив листопрокатный цех № 11, где расположен новейший комплекс холодной прокатки, а также уникальный толстолистовой стан «5000», выпускающий горячекатаный прокат для трубной отрасли, судо- и мостостроения, гости отправились на заседание круглого стола, где обсудили проблемы и перспективы развития промышленного туризма в регионе, вопросы обучения персонала для проведения экскурсий. Опытом ММК в этом направлении поделилась руководитель информационного центра АНО ДПО «КЦПК «Персонал» Мария Пушкарская.
– ММК всегда был открыт для гостей: бизнес-партнёров, студентов, учащихся, школьников, – отметила Мария Анатольевна. – Но, понимая интерес горожан и гостей города к комбинату, в 2017 году руководством предприятия было принято решение о развитии промышленного туризма. В 2018 году мы начали принимать туристов. За минувшие годы ММК посетили около 17 тысяч туристов, в том числе около трёх с половиной тысяч детей. В рамках проекта были разработаны четыре маршрута – два взрослых («Укрощение огня» и «Стальная эволюция») и два, ориентированных на детей («У папы на работе» и «В гости к металлургам»). Отмечу, что ММК стал первым предприятием в стране, которое пустило на свою площадку детей в возрасте от шести лет. В прошлом году мы добавили маршрут на самую современную в России аглофабрику № 5, оснащённую уникальным комплексом природоохранных объектов, и экскурсию «Легенды и были стальной реки», подразумевающую поездку на катере по акватории Магнитогорского водохранилища и знакомство с городом и комбинатом с водной поверхности.
Кроме того, организован цикл виртуальных экскурсий «Маршрут Победы», рассказывающий о вкладе Магнитки в разгром немецко-фашистских войск в годы войны и ориентированный на интернет-аудиторию.
За этот цикл в феврале нынешнего года ММК был отмечен в номинации «Лучший туристический маршрут, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» на Всероссийской туристской премии «Маршрут года-2020». Ранее комбинат уже становился лауреатом этой премии сразу в двух номинациях.
Подготовкой гидов занимается КЦПК «Персонал» в рамках программы повышения квалификации «Экскурсовод промышленного туризма». Она включает в себя теорию и практику экскурсионного дела, теорию металлургического производства, использование информационных технологий и интерактивных практик в экскурсионном деле, а также имиджевые аспекты работы экскурсовода. Кроме того, будущие экскурсоводы изучают основы техники безопасности и правила оказания медицинской помощи на экскурсионном маршруте. В планах развития этого направления – создание на базе ММК и КЦПК «Персонал» центра компетенций по промышленному туризму.
– На комбинате не впервые, – подчеркнула руководитель музея «Магнезит» из города Сатка Галина Головко. – Магнитогорский комбинат и ООО «Группа «Магнезит» – давние партнёры, в том числе и в плане развития промышленного туризма. Нам есть чем друг с другом поделиться, и мы всегда рады побывать на ММК, изучить новые методики и рассказать о своих наработках.
Производственные площадки Группы «Магнезит» и Берёзовский карьер, где сорок лет добывали магнезит для производства огнеупорных кирпичей, вошли в состав первого брендового туристического маршрута Челябинской области. По словам Галины Головко, посещение этих объектов расписано до 2022 года. Но это не повод останавливаться на достигнутом, тем более что коллеги с других предприятий готовы поделиться интересным опытом.
– На ММК промышленный туризм поставлен на высокий профессиональный уровень, – отмечает Галина Викторовна. – Здесь всё сделано для того, чтобы туристам было интересно, безопасно, комфортно.
Участники информационного тура сошлись во мнении, что Южный Урал обладает уникальным туристическим потенциалом: в одном регионе развивается сразу несколько видов туризма – экологический, культурно-исторический, а теперь ещё и промышленный. Главная задача, – используя этот огромный потенциал, интегрировать посещение промышленных объектов в единый региональный туристический продукт, который станет визитной карточкой Челябинской области и привлечёт туристов со всей страны.