Более 5200 километров за десять дней, из них более 2700 – скоростные участки, засчитываемые в рамках чемпионата страны. Более пятисот автомобилей, квадроциклов, мотоциклов и обслуживающей передвижной техники. Более тысячи человек – пилотов гонок, штурманов, механиков и технического персонала, обслуживающих гоночный транспорт. Двести тысяч литров бензина и дизельного топлива самого высокого класса от спонсора марафона – крупнейшей нефтегазовой компании России. Наконец, эмоции, силу и количество которых невозможно передать никакой статистикой. Всё это – ралли «Шёлковый путь», который в этом году впервые заехал в Магнитогорск.
Причём заехал сразу дважды: восьмого июля участники гонок, совершив переезд из Уфы в Магнитку, остановились неподалёку от посёлка Муравейник, что в Агаповском районе, а девятого, стартовав оттуда по кольцевой трассе и финишировав там же, разбили ночной бивуак на огромной парковке за «Ареной-Металлург». Там же была проведена церемония награждения победителей чемпионата России, окончившегося именно в нашем городе.
Один из принципов организаторов – неповторяемость маршрута гонок, ведь одной из целей они ставят открытие новых мест, их красоты. Организованные в 2009 году, изначально соревнования проходили по большей части траектории того самого Великого шёлкового пути, соединявшего многие века Восток и Запад торговым сообщением. «Шёлковый путь» спортивный также включал пять стран: Китай, Монголию, Туркменистан, Казахстан и Россию. Годы пандемии, а затем санкции, увы, международный статус мероприятия существенно ограничили: в этом году он поддерживается белорусской командой Минского автозавода и китайским гонщиком Ма Годже в составе команды ГАЗ. Однако интереса со стороны спортивной общественности и рядовых любителей красивой и мощной авто- и мототехники территориальное ограничение ралли не убавило. Более того, каждый раз, оказываясь в разных уголках России, участники с восторгом отзывались об увиденных красотах. Но сначала – спорт.
Коллеги из телекомпании «ТВ-ИН» освещали старт гонщиков по кольцевой трассе близ посёлка Муравейник. Ольга Аникина с восторгом рассказывает, как буквально в считанные минуты беззвучная утренняя природа наполнилась рёвом машин и восторгами публики. Минутная готовность – и вот, одномоментно мощно рыкнув, колонна отправилась в путь, а над ними вальяжно взлетели вертолёты – вести прямую трансляцию и снимать репортаж для федеральных спортивных каналов. Грунтовая дорога, ямы и канавы, водные препятствия. Подъём и спуск на горах – трасса была сложной, а потому захватывающей и неожиданной. Не всем она далась легко: у кого-то отлетали колёса, кто-то, нырнув в реку «с головой» слишком быстро, помял кузов о дно, а кто-то вообще завяз в пути и был вытащен и возвращён на трассу соперниками. Кстати, братство в дороге и на бивуаке – ещё одна незыблемая традиция раллистов «Шёлкового пути».
В этом году ралли стартовало в Казани 6 июля и, пройдя Казань, Уфу, Магнитогорск, а затем Оренбург, Самару, Саратов, Волгоград и Липецк, финиширует 15 июля на Красной площади в Москве.
«Кольцо» в Магнитогорске оказалось самым длинным отрезком пройденного пути – 347 километров, что на сотню больше, чем в предыдущий день. Финишировав, вспотевшие и покрытые пылью участники признавались, что последние десятки километров шли буквально на силе воли – причём как мотоциклисты и квадроциклисты, так и пилоты внедорожников и огромных грузовиков. Наблюдать этих гигантов в гонках – особое удовольствие: поражаешься мощи и в то же время тому, откуда в таких тяжеловесах столько скорости и манёвренности. В этом году к традиционным соперникам – «ГАЗовцам», «МАЗовцам» и «КамАЗовцам» впервые присоединилась команда миасского «УралАЗа» во главе с пилотом Юрием Найманом. Молодому человеку всего 30 лет, но потомственный водитель-испытатель «Урала» имеет огромный опыт в пилотировании тяжёлой техники в условиях жаркой пустыни, сурового Заполярья и не менее трудного уральского бездорожья. Когда на заводе решено было собрать спортивную команду, без раздумий принял приглашение стать её частью. Их экипаж пока единственный представитель команды, но Юрий уверен – впереди «Уральцев» ждут великие победы, а в этом году дебютные цели скромнее: успешно финишировать на Красной площади. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды – уже хочется обгонять соперников и побеждать. Пока беседуем с Юрием, техническая команда в оранжевых фирменных футболках без всякой суеты, но быстро и слаженно обслуживает гоночный грузовик: буквально вскрыв кузов, что-то меняют, снимают, навешивают, сваривают, смазывают… Пилот усмехается: при необходимости могут даже полностью разобрать, а потом собрать.
– Эту машину на заводе собирали специально для гонок, хотя многие вещи на ней обычные, серийные – мосты, шины, диски… – рассказывает Юрий Найман. – Рама специальная – усиленная, в кабину вварен мощный каркас безопасности на случай возможных опрокидываний и прочих неприятностей. В нашем «Урале» 1050 лошадиных сил против трёхсот в «обычном» серийном грузовике – вот и прикидывайте, насколько он мощный.
Впечатлений у Юрия немало: доволен и добрыми отношениями с соперниками, установившимися сразу же – новичков в семью приняли на ура; и чёткими слаженными действиями команды организаторов гонок, в которых каждый на своём месте и всегда придёт на помощь. А ещё очень благодарен болельщикам, которые щедро поддерживали всех гонщиков, но особенно – своих родных миассовцев.
Бивуак гонщиков плотно занял всю территорию стоянки. Это закрытая часть – попасть сюда можно только по специальной аккредитации, и зрители, массово собравшиеся поглазеть на чудо-технику,
лишь селфятся на её фоне из-за ограждения. Уже зная это и желая доставить публике радость, несколько десятков внедорожников, космических багги, квадроциклов и мотоциклов стоят на открытой площадке в свободном доступе для зрителей – и тут уж гости ни в чём себе не отказывают. По очереди машины подъезжают на мойку – несколько надувных резиновых бассейнов наполнены водой, у каждой команды свои передвижные мойки: ловкими движениями «набрасывают» пенными хлопьями моющее средство, потом растирают его большими щётками по кузову и смывают сильной струёй воды, открывая из-под слоёв грязи яркие красивые кузова в рекламных наклейках.
Инна Мартьянова моет свой квадрик сама – улыбается: как для каждой девочки, он для неё сродни родному живому существу, обижать которое никому не позволит. Правда, до старта пришлось с любимцем расстаться: Инна из Москвы, на старт гонки в Казань прилетела на самолёте, а квадроцикл везла техника. На вопрос: какое место взяли сегодня? – Инна смеётся: в полном восторге от себя за то, что вообще смогла финишировать и даже уложиться в тайминг.
– Я и стартовала одна из самых последних – были проблемы с колёсами. Так что не особо торопилась на трассе – больше старалась смотреть, потому что на Урале я впервые, – рассказывает гонщица с косичками. – И без преувеличения поражена вашими пейзажами: в одном из моментов, когда я находилась на возвышенности и, доехав до её пика, взглянула на открывшуюся глазам картину, просто разрыдалась. От счастья – что вижу этот потрясающий пейзаж, поля, леса, два озера… Это было так щемяще красиво – слёзы сами полились. Поэтому сейчас я жутко устала, но эйфория, которую ощущаю, гораздо сильнее.
Владимир Васильев – фигура легендарная, причём планетарного масштаба. Участник практически всех значимых ралли, со своей командой он становился победителем «Дакара», обладает званием дважды чемпиона мира и обладателя Кубка мира по ралли, на перечисление же всех трофеев предпринимателя из Санкт-Петербурга не хватит времени. Окунувшись в мировой спорт, всё же признаётся: «Шёлковый путь» для него – одно из любимых ежегодных приключений.
– С 2011 года, как только попробовал автомобильный спорт, участвую во всём, что доступно, «Шёлковый путь» стал второй гонкой и полюбился сразу и навсегда, – рассказывает Владимир Васильев, одержавший победу в категории внедорожников на всех трёх этапах ралли-2023. – В каждой гонке есть своя прелесть, эта нравится, прежде всего, тем, что она долгая – марафон в десять дней, когда полностью отдаёшься впечатлениям и адреналину. Во-вторых, она красивая и каждый раз новая, поскольку организаторы тщательно составляют маршрут и учитывают, в том числе, эстетические моменты путешествия. Наконец, она родная, российская, и, отвечая на ваши вопросы, общаясь с соратниками, мне не приходится напрягаться, чтобы подобрать слова.
Машинка у Владимира, конечно, потрясающая: внедорожник BMW, модифицированный под гонки, был когда-то куплен в Европе. Но с тех пор в нём российскими инженерами и механиками команды Васильева был поменян практически каждый болтик – Владимир смеётся: полное импортозамещение. Авто уже поднято для обслуживания: под задранной дверью багажника какие-то блестящие металлические элементы, под колёсами немыслимые трубы, спирали и прочие необыкновенности, «нос» снят и лежит в стороне, капот поднят… Сам Владимир вальяжно сидит в теньке и на вопрос: где будете ночевать – в гостинице? – кивает в сторону автодома: «Вот моя гостиница». Роскошный «Форд» оснащён всеми дорожно-домовыми удобствами, включая климат-систему, телевизор и водоснабжение, и повсюду ездит за своим хозяином – правда, смеётся гонщик, по асфальту, свою «гостиницу» от дорожных в прямом смысле потрясений он бережёт. Кстати, о ночлеге: условия проживания каждый выбирает сам. Кому-то спонсоры или собственное благосостояние выделило автодома разной степени скромности, другие снимают на ночь номер в гостинице, предпочитая отоспаться на хорошем матрасе, а дорожные романтики довольствуются палатками, и десятки разного размера брезентовых домиков расставлены прямо возле гоночных машин.
Для прибывших наградить победителей и призёров этапа чемпионата России по ралли главы города Сергея Бердникова и министра спорта Челябинской области Александра Гриба проводят экскурсию по бивуаку, и гости с азартом осматривают каждую машинку – от огромного грузовика до изящного мотоцикла, задают вопросы, общаются с участниками и членами команд.
– Магнитогорск впервые принимает столь серьёзное мероприятие по автогонкам, но уже имеет большой опыт проведения спортивных состязаний – как зимних, так и летних – мирового масштаба, – обращается к участникам «Шёлкового пути» Сергей Николаевич. – Как любому мужчине, мне близка тема автоспорта, скорости, мастерства вождения. Я наблюдаю за соревнованиями по автоспорту и горжусь тем, что в последние годы россияне занимают на них ведущие места. Сегодня вы у нас в гостях, и я рад, что многие покатались по городу, пофотографировались в знаковых для нас местах, особенно у монумента «Тыл–Фронту». Нам ваш интерес к нашему городу трудовой доблести очень приятен. И я благодарен организаторам, что они каждый год стараются открывать вам новые уголки нашей страны, потому что в России действительно есть на что посмотреть и чему удивиться. А жителям этих городов – воочию увидеть и пообщаться с мировыми звёздами авто- и мотоспорта. Всё-таки хочу надеяться, что в скором времени вы вновь вернётесь в наш город. И мы снова будем вам искренне рады.
– Челябинская область практически постоянно принимает у себя состязания самого высокого уровня по всем видам спорта, включая технические, – говорит министр регионального спорта Александр Гриб. – Гордимся, что сегодня и вы доехали до нас, стали частью нашей жизни и одним из факторов развития, в том числе, уральской промышленности, поскольку для многих ваших автомобилей металл ковался как раз в Магнитке. Гордимся и тем, что в этом году в вашу славную семью влилась команда миасского «Урала», которая, надеемся, станет такой же мастеровитой и известной, как остальные экипажи грузовиков-гонщиков. Присоединюсь к надежде, что мы обязательно снова встретимся: область у нас большая, грунтовых трасс много, красот – не меньше.
Итак, имена победителей чемпионата страны озвучены, награды получены, шампанское выдано и даже по старой доброй традиции с шумом разбрызгано.
Лица опять становятся серьёзными – завтра рано утром снова в дорогу.
– Как века назад Великий шёлковый путь перемещал людей и грузы, так и сегодня проложенные маршруты обеспечивают логистику пассажирских и грузовых перевозок в чётко определённом тайминге, – подытоживаем магнитогорский этап ралли с руководителем проекта «Ралли Шёлковый путь», семикратным победителем «Ралли Дакар» Владимиром Чагиным. – Да, теперь всё происходит быстрее, и гужевой транспорт сменила железная техника, но суть остаётся прежней: соединение и объединение, стремление путешествовать и видеть. В этом году мы включили в маршрут Южный Урал, участники в восторге от увиденного и теперь собираются приехать к вам в отпуск – показать семьям красоты вашего края. Благодарны Магнитогорску за гостеприимство, надеюсь, вернёмся к вам снова.