В Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина идёт 85-й, юбилейный, сезон. В номере 8 от 3 февраля «ММ» начал экскурс в историю старейшего культурного учреждения Магнитки – рассказал о театре рабочей молодёжи – ТРАМе – и о рождении драмтеатра, которому 1 сентября 1937-го было присвоено имя великого русского поэта. Итак. Первая премьера состоялась 8 октября того же года и стала точкой отсчёта в творческой биографии МДТ имени А. С. Пушкина.
«Все поколения магнитогорцев сверяли свои мысли с деятельностью театра: для металлургов и строителей это был «101-й цех», для новеньких институтов – «101-я аудитория», для музыкантов – практические занятия, для художников – выставочный зал, для школьников – изучение классики, для детворы – сказки, которые всегда с тобой», – писала о магнитогорской «драме» поэтесса, прозаик, журналист, культурный деятель Римма Дышаленкова.
Итак, мы приближаемся к сороковым годам ХХ века. Предвоенное время стало временем бурного развития драмтеатра. Сезон 1939–1940 годов вошёл в историю МДТ имени А. С. Пушкина тем, что в коллектив влились 18 актёров московского Малого театра. Среди них – народный артист России Леонид Самарджиди (16.08.1917–18.08.2001), человек удивительной судьбы. Его можно назвать связующим звеном нескольких эпох в жизни драмтеатра. Родился Леонид Георгиевич 16 августа 1917 года в Кагызманском районе Карской области, которая входила в состав Российской империи, в семье грека-каменотёса, бежавшего в Россию из Турции. В 1936 году по окончании Ростовского индустриального техникума приехал в Магнитку. Работал механиком в газовом, технологом в кузнечном цехах ММК и занимался в ТРАМе, а в 1939 году талантливого самодеятельного актёра пригласили в драмтеатр имени А. С. Пушкина.
Леонид Самарджиди дебютировал в роли Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» и за 60 лет сыграл около ста ролей.
«Самарджиди был кумиром магнитогорской публики. Яркая внешность, неукротимый южный темперамент, незаурядные актёрские данные покоряли зрителей. Не меньший успех имели и его выступления с чтецкими программами в заводских цехах, на стройплощадках, в учебных аудиториях. Много лет подряд заслуженный, а позже народный артист Российской Федерации Лев Самарджиди вёл активную общественную деятельность», – писал о нём актёр, поэт, прозаик Виталий Титов. Леонид Георгиевич – почётный гражданин Магнитогорска, ветеран труда, член правления Союза театральных деятелей – награждён орденом Трудового Красного Знамени (1976), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Победитель соцсоревнования в честь 50-летия Магнитки». В 2014 году мемориальную доску
Л. Г. Самарджиди открыли на здании его родного театра.
И вновь отправимся в славное прошлое МДТ имени А, С. Пушкина. Леонид Самарджиди пришёл в драмтеатр в год, когда коллектив вызвал на социалистическое соревнование Челябинский областной драматический театр имени С. М. Цвиллинга. «Каково! Театр ещё не оперившийся бросает свой вызов театру-мастеру. На это поистине нужна вера в свои силы», – восхищалась газета «Магнитогорский рабочий» 20 октября 1939 года.
Район площади Победы называют гортеатром по сей день. На Пушкина, 19 шли спектакли и кинопоказы, в кассе всегда были очереди. Магнитогорцы стремились в театр после тяжёлой работы на производстве, чтобы получить заряд сил, энергии, оптимизма. Ныне в здании располагается левобережный Дворец культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе и – на время капремонта – театр куклы и актёра «Буратино».
Война началась в воскресенье. 22 июня 1941 ещё состоялись два спектакля – «Машенька» утром и «Овод» вечером. После утренника организовали митинг работников театра – и уже на следующий день, 23 июня, были сформированы две агитбригады, направленные на «художественное обслуживание городского населения».
В годы Великой Отечественной войны ряд работников ушли на фронт, но театр не был закрыт.
Артисты выступали в госпиталях и военных частях, выезжали на фронт в составе культбригад по обслуживанию частей действующей армии.
Шли и репертуарные спектакли. Так, 3 февраля 1942 года состоялась премьера комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро», подвергшейся критике в прессе. Ответом стало открытое письмо в «Магнитогорском рабочем» с просьбой к начальнику отдела искусств при Челябинском облисполкоме и директору Малого театра оказать практическую помощь и «направить для постоянной работы квалифицированного художественного руководителя, который мог бы поднять театр до уровня поставленных перед ним задач». Коллектив Малого театра, обсудив это письмо, взял на себя ряд обязательств по оказанию творческой помощи и на год командировал художественным руководителем магнитогорского театра одного из старейших режиссёров Малого театра Л. Прозоровского.
В первые годы войны Магнитка стала временным домом для эвакуированных, и театры не были исключением. Так, на Южный Урал приехали два крупных коллектива.
В 1942 году московский Малый театр приняли в Челябинске, а в Магнитогорске семь месяцев работал Московский театр сатиры.
Сцену делили по-братски. Лев Самарджиди вспоминал: «Работали четыре дня – мы, три дня – они. Для города и для театра Пушкина такое соседство послужило поводом для интересного творческого соревнования».
Как развивался театр после Великой Отечественной? Об этом расскажем в одном из ближайших номеров «ММ».