По данным главного управления МВД России по Челябинской области в Магнитогорске отмечается значительный рост количества зарегистрированных дистанционных хищений денежных средств, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Сумма причиненного материального ущерба с начала 2025 года составляет более 200 миллионов рублей.
На первоначальном этапе зло-умышленники собирают персональную информацию о своих потенциальных жертвах, а затем используют различные предлоги для контакта с ними. Приёмы мошеннических схем основаны на неожиданности, напористости, запугивании, требовании немедленного принятия решения, имитации заботы. В свои изощренные схемы преступники включают психологическое давление и манипуляции, вызывают у него панику, вводят его в состояние страха, стресса либо же завоёвывают его доверие, демонстрируют сочувствие, налаживают эмоциональный контакт.
«Безопасный счёт»
Мошенники представляются работниками банка или сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что со счетов жертвы неизвестные пытаются похитить накопления. Для сохранения сбережений они просят перевести финансы на «специальный защищённый счёт». Поверив аферистам, граждане лишаются всех денег и оформляют кредиты. На данный момент это самый распространенный вид мошенничества.
Запомните! Такого инструмента, как «безопасный счёт», в Российской Федерации не предусмотрено!
Звонок от «представителя Госуслуг»
Мошенники сообщают, что на имя гражданина пришло электронное письмо и необходимо назвать код из СМС, чтобы оно отразилось в личном кабинете на Госуслугах. Получив от человека СМС-код, злоумышленники получают доступ к аккаунту Госуслуг.
В личном кабинете Госуслуг мошенники получают всю информацию о доходах, транспортных средствах, квартирах, налогах и кредитной истории.
Звонок из «пенсионного фонда»
Лжесотрудник, обращаясь по имени-отчеству, сообщает, что гражданину положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или какого-нибудь фонда либо о переплате средств. Убеждают человека, что для получения выплаты или возврата средств никуда ходить не надо: все деньги переведут на карту, необходимо только продиктовать её реквизиты, в том числе код с обратной стороны.
Звонок из «Центробанка»
Лжесотрудник предлагает человеку установить на телефон приложение «Банкноты Банка России» для проверки подлинности пятитысячной купюры. Вместе с приложением скачивается вредоносная программа, которая даёт доступ к личному кабинету человека.
Звонок «от врача»
Мошенники преподносят информацию о проблемах со здоровьем гражданина и сообщают ему о появлении дефицитного и дорогого лекарства по специальной цене, которое надо срочно выкупить. Злоумышленники объясняют, что человек платит полную стоимость, а разницу в цене по скидке вернут ему на карту, реквизиты которой необходимо сообщить звонящему.
Звонок от «оператора сотовой связи»
Злоумышленники сообщают об истечении срока действия сим-карты, договора об оказании услуг связи или о нарушении условий договора в связи с передачей номера другому оператору и предлагают решить проблему с использованием личных кабинетов Госуслуг. В процессе разговора гражданину поступает сообщение с кодом, сообщив его, он предоставляет доступ к своему личному кабинету. Далее мошенники направляют заявки в кредитное учреждение на предоставление заёмных денежных средств, впоследствии полученные денежные средства переводят на подконтрольные счета.
Рабочие чаты
Злоумышленники звонят и пишут в мессенджерах пользователям под видом их руководителей. Для этого они создают реалистичные профили руководителей рабочего коллектива либо используют взломанные аккаунты. Мошенники сообщают будущим жертвам о каких-то проблемах, о том, что необходимо срочно для решения рабочих вопросов перевести денежные средства. Как правило, это предлог для того, чтобы убедить человека в дальнейшем перевести денежные средства на так называемый безопасный счёт, то есть похитить его денежные средства.
В том числе такой вид преступлений совершается в отношении профессиональных игроков тех или иных спортивных клубов (футбольных, хоккейных). Игроку в мессенджере с фейкового аккаунта кого-либо из руководителей спортивного клуба поступает звонок, как правило в ночное время, с лжеинформацией о том, что в клубе правоохранительными органами проводится внезапная проверка финансовой деятельности, и что сейчас с ним свяжется сотрудник силовых структур, которому нужно доверять и действовать по его указанию, чтобы не быть привлечённым к уголовной ответственности за финансовые махинации. Далее игроку с различных подменных номеров поступают звонки от лиц, представляющихся сотрудниками правоохранительных органов или финансовых государственных учреждений. Лжесотрудники убеждают игрока в том, что в клубе проводится проверка и, чтобы установить, законно ли в клубе осуществляется вся деятельность, нужно все денежные средства, имеющиеся в наличии или на банковских счетах, перевести на «специальный безопасный счёт» для их проверки и пересчёта и что в дальнейшем денежные средства возвращаются. После перевода денег с игроком перестают выходить на связь.
Звонок о покупке или продаже
Человеку поступает звонок по объявлению, данному в интернете. Мошенник – «потенциальный покупатель» – соглашается на покупку и просит сообщить номер, срок действия и СVV-код карты, а после этого сообщить СМС-код банка о проведённой операции.
Если мошеннику не удаётся получить весь набор информации, то недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами. В результате счёт банковской карты не пополняется, а опустошается путём перевода денег на некий электронный кошелёк, который немедленно исчезает из сети после вывода средств с него.
«Авито», «Юла», «БлаБлаКар»
Мошенник размещает объявление на указанных или подобных ресурсах. В ходе переписки с покупателем присылает ссылку для оплаты товара (услуги) на один из мессенджеров, и потерпевший, переходя по ней, попадает на сайт-двойник. Потерпевшие вводят банковские реквизиты, и вся информация поступает мошенникам. В дальнейшем эти данные используются мошенниками при хищении денежных средств со счетов граждан.
Другой вариант: потерпевший, обращаясь по объявлению, самостоятельно переводит денежные средства, не получая свой товар.
Взлом страницы в соцсетях
Мошенники взламывают страницы в социальных сетях и обращаются к друзьям жертвы с просьбой о переводе денежных средств, сообщая информацию о том, что ребёнок попал в ДТП и нужна финансовая помощь на восстановление здоровья. Не задумываясь, потерпевшие переводят денежные средства, а через несколько дней выясняют, что страничка взломана и никакая финансовая помощь не нужна.
Лёгкий заработок или выигрыш
Человеку поступает звонок от якобы ведущего популярной радиостанции, который поздравляет с крупным выигрышем в лотерею, организованную радиостанцией или оператором мобильной связи. Мошенник убеждает в том, что для получения приза необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию по указанному номеру телефона. Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела» и грамотно убеждает в «честности» акции. Для получения выигрыша просит осуществить «незначительный» предварительный перевод денежных средств или предоставить персональные данные, данные карты, полученный код из СМС.
Ремонт автомобилей
Человек оставляет в автосервисе автомобиль для ремонта. Мошенник, представляясь владельцем автомобиля, по телефону узнаёт в автосервисе, какие работы по ремонту будут проводиться и контактные номера лица, пригнавшего в автосервис автомобиль. После этого владельцу автомобиля поступает звонок от якобы сотрудника автосервиса, который сообщает, что основные ремонтные работы выполнены, но дополнительно требуется ремонт других узлов и агрегатов и нужно перевести денежные средства для заказа запчастей. Мошенник убеждает в том, что для ремонта необходимо перевести деньги на банковский счёт по номеру карты или телефона. После перевода денежных средств со стороны владельца мошенник либо продолжит под разными предлогами выманивать денежные средства, либо перестанет выходить на связь. По приезду в автосервис владелец авто узнает, что ему никто не звонил и никакой дополнительный ремонт не производился.
Вызов девушки для интима
Мужчина на интернет-ресурсах находит объявление с отражением информации о девушке, предоставляющей услуги интимного характера, связывается по указанному в объявлении номеру телефона и в ходе беседы обговаривает условия предоставляемых услуг. В ходе беседы девушка сообщает о необходимости до выезда для интимной встречи перевести по номеру телефона денежные средства в качестве залога, страховки, предоплаты и так далее, которые после полной оплаты услуги будут возвращены, и предоставляет реквизиты для перевода. После перевода денег с клиентом перестают выходить на связь. На следующий день данному клиенту поступают звонки от «сутенёра», который, продолжая обманывать клиента, сообщает, что вчерашний денежный перевод заблокировал всю работу сайта и для разблокировки нужно снова перевести деньги. После перевода денежных средств со стороны клиента мошенник либо продолжит под разными предлогами выманивать денежные средства, либо перестанет выходить на связь.
«Ваш родственник попал в беду»
Жертве (матери, отцу, бабушке) поступает звонок от имени правоохранительных органов или медицинских учреждений о попавшем в беду родственнике. Это может быть сообщение о ДТП, хранении оружия или наркотиков, нанесении тяжких телесных повреждений, убийстве.
Лжесотрудник полиции по телефону уверенным тоном сообщает, что в данной ситуации можно помочь родственнику, но для решения вопроса (закрытия дела) необходима определённая сумма денег, которую следует привезти в назначенное место или передать/перевести какому-либо человеку. Обычно это случается среди ночи, чтобы ввести в панику полусонную жертву. Человек переводит озвученную сумму на электронный кошелек или счёт мобильного телефона.
Замена номера телефона
Жертве поступает звонок на стационарный телефон от лжесотрудника ПАО «Ростелеком», который сообщает о замене номера и просит дать согласие, ответив «да» или «согласен». После этого разговор прекращается, а через некоторое время данному человеку поступает звонок от «представителя государственных структур» – лжесотрудник уверенным тоном убеждает в том, что с помощью слов «да» или «согласен» оформлена цифровая подпись в кредитных организациях, с использованием которой подготовлены доверенности на получение кредитов и перевод денежных средств за границу, в связи с чем в отношении данного гражданина проводится проверка и к нему в ближайшее время приедут для проведения обысковых мероприятий и описи имущества. Гражданина убеждают, что для предотвращения этих действий необходимо собрать имеющиеся наличные денежные средства или снять денежные средства с банковских счетов и передать их для инвентаризации лжеинкассатору.
Фишинговые атаки
Злоумышленники подделывают страницы Госуслуг и популярные сайты известных магазинов, маркет-плейсов, туристических компаний, авиакомпаний, учреждений культуры и другие. Рассчитывают, что пользователи не заметят подделку и оставят на поддельной фальшивой странице личные или финансовые данные, логин и пароль, контактные сведения (номер телефона и электронную почту), а также оплатят покупку путёвок, авиабилетов и иных товаров и услуг.
К примеру, мужчина знакомится с девушкой в мессенджере или социальных сетях, та сразу предлагает пойти в театр, на концерт и предоставляет ссылку на выбор места и покупку электронного билета. Перейдя по ссылке, мужчина выбирает место, переходит к оплате, оставляет свои персональные данные и финансовые реквизиты (данные карты и код из СМС). После нажатия на кнопку «оплатить» с его банковского счёта списываются денежные средства, однако билет не поступает, и девушка предлагает пройти по другой ссылке для общения со службой поддержки, где, в свою очередь, человека просят снова ввести банковские реквизиты для возврата денег, но после ввода денежные средства снова списывают с карты.
Распространение «aрk»-файлов
В мессенджер от неизвестных абонентов либо от имени знакомых направляются сообщения, имеющие файлы с расширением «арk», которые содержат вредоносные программы по сбору персональных данных, а также программы удалённого доступа, позволяющие управлять смартфоном, включая банковские онлайн-предложения.
Склонение к диверсиям и поджогам
Мошенники после совершения в отношении гражданина преступления, в ходе которого были похищены денежные средства, под предлогом возврата денежных средств используют методы вовлечения пострадавшего в деструктивную деятельность, направленную на разрушение (подрыв, поджог иное повреждение) объектов инфраструктуры (государственных учреждений, объектов транспортной инфраструктуры, военных объектов и государственных органов, памятников), за что на территории Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Схема работает по следующему принципу. Мошенники под видом сотрудников правоохранительных органов или органов госбезопасности, под предлогом помощи в возврате денежных средств или проведения «спецоперации» по задержанию мошенников через телефонные звонки или посредством мессенджеров вынуждают граждан выполнять их указания (могут предлагать денежное вознаграждение). Либо, имея в распоряжении личные данные потерпевших и их денежные сбережения, шантажируют последних на совершение противоправных действий.
Правила защиты
Не выполнять подозрительных указаний, полученных по телефону или в мессенджерах, даже в случаях получения гарантий, что похищенные денежные средства будут возвращены. Похищенные деньги мошенники ни при каких условиях не возвращают.
При попытке склонить вас к опасным действиям немедленно прекращайте диалог. Позвоните родственникам или в полицию, чтобы проверить информацию.
В случаях, если действия гражданина будут квалифицированы как диверсия или террористический акт, ему может грозить наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Будьте бдительны сами и предупредите своих родственников.
До последней копейки
Как правило, сначала мошенники выманивают у граждан личные накопления. Далее человека убеждают, что на его имя оформлены кредиты в разных банках, а чтобы мошенники не смогли получить данные денежные средства, нужно пройти в отделение банка и самостоятельно получить деньги по кредиту, которые, в свою очередь, также нужно перевести на «безопасный счёт». Заявки делаются одновременно в несколько банков, чтобы банки не смогли получить информацию о кредитной нагрузке заёмщика до выдачи денег.
После исчерпывания кредитного лимита гражданина, если последний продолжает верить мошенникам, его убеждают в том, что якобы мошенники оформили доверенность на получение кредита под залог движимого или недвижимого имущества, находящегося в пользовании гражданина, и чтобы данный кредит банк не выдал, нужно продать находящееся в пользовании имущество (машину, квартиру, гараж, садовый участок и так далее), а полученные от продажи денежные средства перевести на «безопасный счёт», откуда через несколько дней они будут возвращены, а сделка по купле-продаже отменится. Гражданин, продолжая верить мошенникам, продаёт своё имущество третьим лицам, которые не осведомлены о данной ситуации. Во всех случаях денежные средства и право на имущество будут утрачены навсегда.
Правила защиты
1. Не переводите деньги незнакомцам. Запомните! Перевод денег на «безопасный счёт», «гарантийный депозит» – это обман. Никаких «безопасных счетов» не существует!
2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не передавайте свои персональные данные (пароли, пин-коды, данные паспортов или номера карт) третьим лицам.
3. Не сообщайте никому три цифры с обратной стороны карты, пин-код и коды, приходящие на телефон, – это конфиденциальная информация, предназначенная только для вас.
4. Не доверяйте подозрительным звонкам и сообщениям. Сотрудники банков, право-охранительных органов никогда не интересуются вашими денежными средствами, при поступлении таких звонков просто положите трубку. Сотрудники правоохранительных органов и спецслужб никогда не проводят специальные операции по телефону, в том числе с привлечением гражданских лиц.
5. Никогда не скачивайте приложения по указанию неизвестных вам лиц, а также из непроверенных источников в сети Интернет».
6. Будьте осторожны при совершении онлайн-покупок. Используйте официальные интернет-магазины. Проверяйте надёжность продавца, читайте отзывы других покупателей, используйте защищённые платёжные системы.
7. При покупке товара через сайты бесплатных объявлений необходимо внимательно следить, чтобы переписка осуществлялась только на сайте, а не через сторонние мессенджеры.
8. Прежде чем переводить денежные средства третьим лицам, обязательно свяжитесь с тем, кому они предназначены.
9. В случаях с ремонтом автомобилей и получением звонка в обязательном порядке прекратите разговор со звонившим, ни в коем случае не переводите денежные средства, а перезвоните в автосервис по официальным номерам, которые указаны на сайте. При поступлении звонков от якобы сутенёров, несмотря ни на какие слова с их стороны, не переводите денежные средства – прекратите разговор, заблокировав данный номер как нежелательный.
10. Договоритесь с родственниками и близкими о создании контрольного вопроса (слова), чтобы при звонке или сообщении удостовериться, что звонят они, а не мошенники.
11. Никогда не передавайте денежные средства незнакомцам.
12. Стационарные и сотовые абонентские номера присваиваются абонентам бессрочно. Договор на оказание услуг связи не продлевается и не заканчивается. Договор может закончиться, если вы лично его расторгли при обращении к оператору сотовой связи.
13. При расторжении договора сотовой связи и прекращении использования того или иного абонентского номера убедитесь, что от него отвязаны все сторонние сервисы, (личные кабинеты кредитных учреждений, сервисов для покупки и доставки вещей, госуслуг и иных сервисов, оказывающих те или иные услуги дистанционно), так как в случае расторжения договора на оказание услуг не происходит отключение данного номера от сторонних сервисов, и в дальнейшем при оформлении данного номера на третье лицо у него появится возможность воспользоваться вашими личными кабинетами, в том числе для хищения денег.
14. Блокируйте подозрительные и рекламные номера.
15. Используйте рабочие чаты для решения вопросов, не связанных с финансами.
16. Оповещайте о мошенничестве. Если вы стали жертвой мошенников, обратитесь в полицию и оповестите банк.