Клиентоориентированность – магистральное направление развития современного бизнеса.
Давно миновали те времена, когда производители думали в основном о том, как произвести необходимое количество той или иной продукции, полагая (к сожалению, не без оснований), что потребитель и так придёт за нужным ему товаром. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Теперь производственники должны думать о том, что нужно потребителю больше всего, как заинтересовать покупателя. А ещё очень важно доставить продукцию самым удобным для покупателя образом, причём в целости и сохранности. Всем этим целям вполне отвечают контейнерные перевозки, активно развивающиеся во всем мире. Это прекрасно осознают и российские металлурги. В частности Магнитогорский металлургический комбинат в 2020 году отгрузил контейнерами без малого 750 тысяч тонн своей металлопродукции. Это сама по себе весомая цифра прозвучит ещё более впечатляюще, если отметить, что всего за год объём контейнерных перевозок на ММК вырос в 2,2 раза!
Плюс контейнеризация всей страны...
Транспортная инфраструктура любого развитого государства немыслима без смешанных перевозок и интермодальных технологий, которые базируются прежде всего на средствах контейнерной транспортной системы. Контейнеризация является генеральным направлением развития глобальной системы грузодвижения, причем затрагивает она не только транспорт. С помощью контейнеризации в современном мире выстраивается вся инфраструктура системы производства, хранения и распределения товаров.
Мировой объём торговли в контейнерах исчисляется сотнями миллионов ДФЭ (эквивалент двадцатифутового контейнера) ежегодно. Уровень контейнеризации в мире составляет в среднем 50–60 процентов общего объёма перевозок сухих грузов, а в развитых европейских странах контейнеризация превышает 90 процентов.
Россия пока заметно отстаёт в этом вопросе от ведущих стран. По различным оценкам уровень контейнеризации в нашей стране в любом случае не превышает десяти процентов от общего объёма контейнеропригодных грузов. Соответственно потенциал развития контейнеризации в Российской Федерации очень высок – по оценкам экспертов, минимум двукратный рост в обозримом будущем.
Весомый вклад в это может внести и российская металлургия. Для ведущих компаний отрасли контейнеризация давно перестала быть новшеством. Сегодня перевозка металлопроката контейнерами открытого и закрытого типа – один из ключевых трендов для ведущих металлургических компаний России. Не отстаёт в этом отношении Магнитогорский меткомбинат. Как сообщил начальник управления логистики ПАО «ММК» Андрей Бердников, объём отгрузки продукции комбината в контейнерах в прошлом году составил свыше 745 тысяч тонн. И если буквально с десяток лет назад контейнеризация примерно десять процентов исходящих грузов комбината (это порядка одного млн. тонн продукции) выглядела чистой фантастикой, то сегодня эта цифра видится вполне достижимой. Хотя потенциал ещё очень велик – только чёрная металлургия, считается, может «положить в контейнер» не менее десяти миллионов тонн грузов.
Неоспоримые преимущества
Почему же контейнерные отправления металлопродукции становятся всё более популярными? В числе основных преимуществ использования контейнеров для перевозки металлопродукции: простота, удобство и скорость разгрузки из специализированных контейнеров по сравнению с полувагонами, а также отсутствие необходимости выгружать, складировать и грузить многооборотные средства крепления (рамы), используемые при доставке в полувагонах, что снижает затраты грузополучателя. Кроме того, использование контейнеров позволяет повысить уровень сервиса за счёт организации мультимодальных схем доставки непосредственно до ворот грузополучателя, тем самым обеспечив доставку мелких партий грузов в точки, где нет собственных железнодорожных путей.
Таким образом, освоение технологии отгрузки продукции в крупнотоннажных контейнерах даёт дополнительные возможности по оптимизации транспортной логистики, диверсификации при выборе способа доставки, удовлетворению требований клиента в крытой транспортировке без использования возвратных металлических средств крепления.
Но самое главное – контейнеры обеспечивают дополнительную защиту металлопродукции от механического воздействия и повреждений при транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, а в случае с контейнерами закрытого типа – защищают и от атмосферных осадков. Обеспечение сохранности груза позволяет выполнить требования потребителей к качеству поставленной продукции.
«Фокус на клиентов» – одна из ключевых стратегических инициатив ПАО «ММК». «В современных условиях недостаточно просто производить качественную и востребованную рынком продукцию. Всё большее значение приобретает развитие клиентских сервисов. Поэтому мы уделяем большое внимание цифровизации каналов продаж, развитию логистики через создание удаленных складов и реализацию стратегии дистрибуции, обеспечению сохранности при доставке металлопродукции до клиента», – отметил генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев.
Дальше – больше
Для металлургической Магнитки сохранность грузов имеет даже более существенное значение, чем, допустим, для Липецка или Череповца. Дело в том, что Магнитогорский металлургический комбинат находится в глубине страны, можно сказать, в центре России. От Магнитогорска примерно 7,5 тысячи километров до дальневосточных и 2,5 тысячи километров до южных и балтийских портов. Это увеличивает срок доставки и делает более актуальным вопрос сохранности продукции. Руководство комбината в этом вопросе ориентируется в первую очередь на сохранность качества продукции. Потребитель должен получить продукцию в том же виде, в котором она изначально была произведена и выдана к погрузке.
Поэтому неудивительно, что ПАО «ММК» планирует и дальше развивать контейнерные перевозки, решая вопросы оптимизации транспортных расходов и совершенствования логистики перево-
зок. Загрузка рулонов в контейнеры происходит непосредственно в цехах на производственной площадке ММК и осуществляется во всех направлениях: на рынки РФ и СНГ, а также на экспорт в дальнее зарубежье (до портов). Основными получателями металлопродукции в контейнерах выступают компании автомобильной отрасли, производители техники, региональные складские площадки. В том числе продукция в контейнерах поставляется небольшими партиями на склады ООО «Торговый дом ММК» с использованием мультимодальных схем доставки.
В настоящее время комбинат отгружает в контейнерах только рулонный металлопрокат. Планируется, что в апреле доля проката, поставляемого с помощью контейнеров, составит 16 процентов от общего объёма отгрузки рулонной металлопродукции. Но уже в течение трех месяцев ММК рассчитывает довести этот показатель до 20 процентов. Возможно и расширение спектра перевозимой контейнерами продукции. Ими можно, в частности, отгружать ту же белую жесть в пачках, а производимый комбинатом жидкий нафталин – в танк-контейнерах.
Всё это направлено на выполнение одной цели – чтобы продукция ведущего предприятия металлургической отрасли России доставлялась потребителю с теми же высокими качественными характеристиками, которые она имеет при выходе с предприятия. Для компании это принципиальный вопрос, вопрос конкурентоспособности.