Восьмой год юные и убелённые сединами любители парусного спорта собираются у эллинга, построенного когда-то Николаем Ивановичем и его соратниками, чтобы почтить его память, пожалуй, самым красивым способом – расправив над гладью озера белоснежные паруса.
О том, что стараниями Николая Иванова, приехавшего работать в тогда ещё горном институте после аспирантуры Московского института стали и сплавов в 50-е и уже через год «заразил» преподавателей и студентов яхтами и парусами, известно. Сын Николая Ивановича Алексей Иванов не просто помнит эти времена – сам был активным их участником. Было бы в советские времена звание «мастера спорта международного класса», Алексей Николаевич мог бы стать им дважды, ведь за плечами не одно выигранное соревнование или длительный спортивный поход под парусами.
– Были и международные регаты, и в пределах страны – однажды прошли от Уфы до Каспийского моря, а это более трёх тысяч километров, – рассказывает Алексей Иванов. – Каждые два-три года устанавливали яхту на трал, доезжали до реки – и в путь. Развитие парусного спорта происходило на моих глазах, я участвовал в этом, очень гордился отцом. Конечно, переживал, когда всё сошло на «нет», и, честно говоря, сомневался в том, что яхтенный спорт можно вновь довести до такого уровня. Верил – да, но – сомневался: другие времена, другие люди, возможности… Тогда был социализм и всё строилось на народные деньги, теперь вся история – частная… И огромное спасибо комбинату, взявшему на себя эту миссию и подошедшему к делу со всей серьёзностью. Скажу однозначно: без ММК это было бы невозможно. Рад, что комбинат, университет, люди помнят моего отца, его вклад в развитие и института, и парусного спорта, и науки.
Собственно, регата памяти Николая Иванова и стала спусковым крючком возрождения парусного спорта в Магнитогорске. С идеей поднять паруса над озером в 2016 году к тогдашнему ректору МГТУ Валерию Колокольцеву обратился исполнительный директор федерации парусного спорта Магнитогорска Дмитрий Бахчеев – так появилась идея ежегодной регаты памяти одного из самых ярких ректоров университета. Масштабы мероприятия становились всё ощутимее, идеи – всё смелее…
– Руководители яхт-клуба «Бригантина» во главе с Алексеем Кузьминым пришли к нам с инициативой возродить секцию парусного спорта, – рассказывает директор спортивного клуба «Металлург-Магнитогорск» Дмитрий Шохов. – С ними и специалистами МГТУ проделали серьёзный труд – создали глобальную концепцию развития парусного спорта в Магнитогорске на пять лет, с которой и пришли к генеральному директору ПАО «ММК» Павлу Шиляеву, который охотно на идею откликнулся – рассказал, как однажды в парке Горького в Москве видел состязания яхтсменов и был поражён тем, как это красиво, а теперь с удовольствием поднимет паруса над заводским прудом. И 30 июня 2020 года, в разгар пандемии Павел Шиляев лично открывал парусную школу.
Начинали буквально с нуля: четыре лодки, подаренные «бригантиновцами», несколько детей, пришедших на занятия в оборудованный кабинет манежа и единственный тренер – ветеран парусного спорта, профессор МГТУ Евгений Шестопалов, ставший, кстати, ключевой фигурой в открытии секции – у Евгения Владимировича единственного были «правильные» документы, позволяющие тренировать детей. Но школа развивается семимильными шагами: в её работу включился замечательный тренер Кирилл Базуев, тут же ставший любимцем своих подопечных, растёт число занимающихся, а материальная база и её развитие активно подпитывается комбинатом, подарившим СК «Металлург-Магнитогорск» даже яхту уровня чемпионатов мира. На будущий год в клубном бюджете заложены средства и на проектирование нового эллинга. Всё это, уверены участники регаты, было бы невозможно, если бы не Николай Иванович Иванов. Профессор МГТУ Александр Миляев знал его – работали на одной кафедре, дружили, претворяя идеи и замыслы порой вопреки устоям.
– Николай Иванович – фигура исключительная, мировой величины, – вспоминает Александр Фёдорович. – В институте его называли «Никола-строитель», поскольку очень многие объекты, важные не только для научной работы, но и комфорта, досуга преподавателей и студентов, появились именно при нём. К примеру, спортивный дворец – хотя по стандартам вузу уровня нашего института таковой был не положен. Но Иванов построил его под видом «лаборатории для испытания крупных железобетонных конструкций», и «лаборатория» эта до сих пор работает на радость студентам.
– Когда возродили паруса на Банном, это было трогательно, а когда спинакеры поднялись над заводским прудом, это было мощно и чертовски красиво! – говорит депутат Законодательного Собрания Челябинской области Валерий Колокольцев. – А главное, вы посмотрите, с каким удовольствием готовятся к регате наши юные воспитанники!
Лица юных воспитанников нам знакомы – снимаем соревнования парусников не первый год, и из неопытных юнг многие за четыре года почти доросли до морских волков. В этом году у них почётная миссия – быть шкиперами. А профессоры университета, члены «Бригантины», тренеры парусной секции и прочие по-настоящему морские волки – всего лишь юнгами.
– Отдельное спасибо ребятам, которые полюбили парусный спорт, нас, ветеранов, это особенно радует – есть, кому идти по стопам, – напутствует Дмитрий Бахчеев. – Будем смотреть на вас и ностальгически вздыхать, а разрешите – может, даже дёрнем какой-нибудь «шкотик».
Ректор МГТУ Дмитрий Терентьев улыбается: к лодкам имеет отношение только надувным и моторным – в условиях рыбалки, а юнгой под парусом выйдет на воду впервые. Отмечаю в связи с этим: одно дело – продолжать развивать близкое тебе направление, пусть и не имеющее отношения к профессии, и совсем другое – помогать тому, что тебе не известно, а может, и не интересно…
– Почему же, интересно, увлекательно и даже захватывающе, – комментирует в ответ. – Парусный спорт, считаю, такая визитная карточка Магнитогорска, как и хоккей, учитывая ту же яхту «Магнитка», построенную в Магнитогорске и дошедшую до Северного Ледовитого океана, а потом и до Чили. Это традиция, которую нельзя больше утрачивать, и связка «МГТУ – комбинат – город – яхт-клуб» позволяет всесторонне развивать этот красивый вид спорта. В этом году Николаю Ивановичу Иванову исполнилось бы сто лет, и, уверен, лучшей для него наградой было бы видеть, как с новыми силами его любимое детище возрождается, и руки его воспитанников взращивают новых яхтсменов.
– Магнитогорск – это город, который строила молодёжь, это город, который развивается молодёжью, так пусть парусный спорт всегда будет в этом городе лидером! – подытоживает Евгений Шестопалов.