Автотранспортные перевозки – одна из отраслей хозяйства, актуальность и потребность которой с каждым годом только возрастает. Между тем, как и прочие специалисты, профессиональные водители сегодня – большой дефицит.
В среднем по стране нехватка водителей категорий «C», «D» и «E» составляет около 20 процентов – считай, каждый пятый. Вторая проблема – взросление коллектива водителей, средний возраст которых перевалил за 50 лет, и именно привлечение молодёжи в профессию стало основным фактором возобновления конкурса профессионального мастерства для водителей городских предприятий, осуществляющих перевозки грузов и людей. После восьми лет, в течение которых о состязаниях водителей было забыто, конкурс вновь стал актуальным.
Несколько десятков водителей из девяти компаний, представляющих городские предприятия, ПАО «ММК» и другие бизнес-структуры, стали участниками «Мастера руля».
В ярких жилетах корпоративных расцветок, с воздушными шарами и флагами с символами предприятий, сюда приходили целыми семьями – организаторы устроили не просто профессиональные состязания, а настоящий праздник – с «живой» музыкой, угощениями, развлекательной программой и розыгрышем призов. Поощрения для победителей тоже предусмотрены серьёзные – 30, 20 и 10 тысяч рублей.
При упоминании водителя грузовика – это та самая категория «С» – у всех почему-то сразу в голове всплывает какой-нибудь старый неказистый «Урал» с пыльной кабиной и продавленным креслом. Шеренга новеньких блестящих «ситраков» и «мерседесов», блестящих глянцевой кабиной, приводит в восторг. Дети, едва дотягиваясь до дверной ручки этих красавцев, рвутся посидеть за рулём почти в каждую кабину.
– Мы должны вернуть престиж профессии водителя, которая почему-то была забыта, – говорит начальник отдела труда и заработной платы ООО «Автотранспортное управление» Наталья Шапшова. – Много говорят об учителях, врачах – и почти ничего о работниках нашей сферы. А водитель – это достойная, уважаемая и, кстати, очень неплохо оплачиваемая работа. К тому же сложная и тонкая – почти ювелирная. И сегодня мы решили продемонстрировать профессию водителя во всей красе. И, прежде всего, водителей автомобилей массой больше трёх с половиной тонн, которые среди профессионалов считаются асами высшей пробы.
– Раньше ездили на «НЕФАЗах», «ЛиАЗах» – по сравнению с ними эти, конечно, небо и земля, – улыбаются мужчины в фирменных белых джемперах с логотипом АТУ. – Комфортные как для пассажира, так и для водителя, лёгкие в управлении, более маневренные – никаких претензий к «ютонгам» у нас нет. Конечно, этот автобус считается сложным в работе – он самый большой и высокий, представьте, как надо уметь маневрировать на нём по городским дорогам в часы пик или по кварталам, подъезжая к детским садам, чтобы забрать группу для доставки на дачу в «Горный ручеёк». Отсюда – и большая ответственность: когда за твоей спиной целая группа малышей трёх-четырёх лет, чувствуешь дополнительный тонус.
В этом году Автотранспортное управление отмечает 55-летие и по праву гордится результатами своего труда. Гараж ООО «АТУ» включает больше тысячи единиц техники – от элитных иномарок до огромных «БелАЗов». На автобусах (это категория «D») компания перевозит рабочих на смены и с них, осуществляет также организованные перевозки детей. Именно в таком подразделении – цехе перевозок № 3 или, так называемой, третьей колонне – работают водители автобусов Сергей Золин и Артём Зайнетдинов, заявившиеся участниками «Мастера руля–2024». Стаж Сергея за рулём автобуса 22 года, Артёма – 14, и он потомственный водитель – в АТУ работал его дед, больше 30 лет здесь трудится и отец.
За последний год ООО «АТУ» обновило практически весь автомобильный состав, и работа на новеньких автобусах, грузовиках и полуприцепах – одно удовольствие
На специальной трассе начинаются состязания полуприцепов – для водителей категории «Е». И если на грузовике и автобусе кружения в упражнениях «Парковка», «Круг», «Гараж» передним и задним ходом смотрятся вполне привычно, то полуприцепы, «крутящие» кабиной-«головой» чуть ли не на 180 градусов, конечно, поражают. Особенно если учесть, что, как и для грузовиков с автобусами, одной из задач является ювелирное попадание в «тропинку» между рядом фишек, причём нужно не просто не сбить – даже не коснуться ни одной из них колесом. И ребята на радость собравшейся публике справились с этой задачей легко – даже те, стаж вождения которых составляет всего-то год. Значит, смена растёт достойная.