В Магнитогорске впервые идёт конкурс среди школьных медиацентров «Журналисты XXI века» (12+). Он организован городской общественной палатой при поддержке управления образования администрации Магнитогорска. В конкурсе принимают участие представители более пятидесяти школ и учреждений дополнительного образования. Победителя назовут в декабре, но и сейчас акулятам пера скучать не приходится.
В минувшую пятницу юные журналисты из редакций школьных газет, журналов, радиостудий и официальных групп в соцсетях и их педагоги собрались в малом зале городской администрации, чтобы встретиться с представителями медиасферы – и теми, для кого журналистика стала профессией, и теми, для кого это часть яркой студенческой жизни.
Председатель городской общественной палаты Владимир Зяблицев подчеркнул:
– Цель конкурса – стимулировать развитие, дать возможность показать себя.
Его мысль развила начальник отдела дополнительного образования управления образования Виктория Засова:
– Стратегическая задача – в каждом общеобразовательном учреждении и каждом учреждении дополнительного образования создать СМИ. Где-то они работают активно, где-то – только в начале пути.
Представитель общественной палаты Магнитогорска, член Союза журналистов России Алексей Окуневич пообещал, что отличившиеся конкурсанты получат возможность пройти практику в редакциях профессиональных СМИ, а лучшие медиацентры смогут укрепит материально-техническую базу.
Первым из гостей встречи – представителей медиасферы слово предоставили главному редактору газеты «Магнитогорский металл» (16+) Олегу Фролову. Прежде всего он напомнил ленинское определение главных функций СМИ: информировать, образовывать и развлекать. Рассказал о том, что приоритетная задача «ММ», одного из старейших городских изданий, – быть нужным своим читателям.
– Утро в редакции начинается с летучки, на которой мы вместе думаем, как сделать газету интересной.
Главный редактор «Магнитогорского металла» поднял и тему ответственности средств массовой информации перед законом.
– Занимаясь журналистикой, важно не переступать черту, которая определена законодательством – Законом о СМИ, Конституция Российской Федерации, – подытожил Олег Валерьевич. – Кстати, я как главный редактор несу за это персональную ответственность вплоть до уголовной, поэтому за мной решающее слово в спорных вопросах.
Да, к официальным СМИ высокие требования, но и доверие к ним выше, чем к менее связанными обязательствами блогерам.
Олега Фролова – как, впрочем, и всех спикеров – засыпали вопросами. Так, подростки поинтересовались, за узкими специалистами или мультиспециалистами будущее.
– Будущее за конвергентностью, – ответил главный редактор «ММ». – Всё больше ценятся журналисты, которые могут и сфотографировать, и смонтировать видеоролик. Но, думаю, и узкие специалисты высокого класса будут востребованы.
Поговорили и о том, в чём преимущества электронных, а в чём – бумажных СМИ. Конечно, газете не угнаться за оперативностью интернет-ресурсов. В Сети информация может появиться моментально (как, отметим, и на сайте «Магнитогорского металла» (16+)), а выпуск газеты предполагает трату времени на вёрстку, печать, доставку… Однако у газеты другая приоритетная задача: показать ситуацию с разных сторон, осмыслить и проанализировать её.
Олега Фролова сменила у микрофона корреспондент телекомпании «ТВ-ИН» (16+) Ольга Аникина. По её мнению, несмотря на альтернативу в виде множества интернет-ресурсов телевидение не утратило своей актуальности и для старшего поколения остаётся главным источником информации. Однако на вопрос Ольги подросткам, кто из них смотрит «ТВ-ИН», в зале поднялся лес рук.
Ольга Аникина говорила о том, как важно журналисту быть объективным, а ещё – о романтике работы телевизионщиков, которые утром могут быть на производстве, вечером – в театре. Никогда не знаешь, какие сюрпризы принесёт новый день. И всё главное надо вместить в двух-трёхминутный сюжет, в котором должна быть одна главная мысль.
Диалог с представителями СМИ получился живым и динамичным. Ребят интересовало всё, и даже то, как они отдыхают, удаётся ли отключиться от потока информации. Но в журналистов нет в голове тумблера «выкл.» – как ни стараются они на выходных и в отпуске «сменить картинку», вдруг мелькает мысль: «Отличная тема для материала…»
Ближе к школьникам по возрасту – ещё две гостьи встречи, представляющие медиацентр МГТУ имени Г. И. Носова: руководитель направления «Контент-менеджмент» Анастасия Жемчугова и руководитель направления создания клипов Светлана Шванова. Наверняка для большинства умников и умниц с активной жизненной позицией, сегодняшних школьников, кипучая студенческая жизнь – недалёкое будущее.
И пусть далеко не все юные журналисты выберут именно эту профессию. Главное – что они научатся работать с информацией и выстраивать социальные связи. Да и у средств массовой информации будут думающие читатели и зрители. Именно им предстоит формировать гражданское общество будущего.