Если на несколько часов оперного спектакля нет сил, а классические арии вами любимы, подобные концерты – отличная возможность посвятить вечер выходу в свет, и горожане с удовольствием этой возможностью пользуются. Потому много лет гала-концерты фестиваля проводят не в самом театре оперы и балета, вмещающем даже после ремонта всего три сотни кресел, а в самых больших залах города – сначала Дворца Орджоникидзе, а после реконструкции и мощного технического оснащения – драмтеатра имени Пушкина.
В этом году состав приглашённых солистов порадовал как неожиданными дебютантами, так и давно полюбившимися магнитогорцам артистами. Точнее, артистками – не первый раз в фестивале принимают участие солистки московской «Новой оперы» Полина Шамаева и Ирина Морева. Полина – гостья «Вива оперы!» в четвёртый раз, и если в первый свой приезд исполняла роль Любаши в «Царской невесте» (12+) Римского-Корсакова, то в остальные приезды лишь участвовала в гала-концертах. Тем не менее, в сердца почитателей классики вошла глубоко.
– Всегда с удовольствием приезжаю в Магнитку, конечно, благодаря зрителям, среди которых, как оказалось, много моих поклонников, которые уже пишут мне лично, с которыми встречаемся после концертов, и это дорогого стоит, – рассказывает Полина. – Но главное спасибо хочу адресовать директору театра оперы и балета Илье Кожевникову, который всегда окружает артистов таким теплом, заботой, что хочется приезжать к вам снова и снова. Открою секрет: если бы не Илья Сергеевич, в этом году вряд ли бы приехала в Магнитогорск. Мой рабочий график очень плотный: спектакли в Москве, гастроли – только что вернулась из Мурманска, где с оркестром Владимира Спивакова выступала в концерте военных песен, и скоро снова поеду в города России. В конце апреля несколько дней хотела отдохнуть, но чудесным образом это «окошко» совпало с магнитогорским фестивалем – и отказать Илье Сергеевичу я не смогла.
Отношения Полины с театром продолжатся и впредь – так, уже ведутся переговоры на участие Полины в опере «Кармен» (12+) на одном из следующих фестивалей, и от графика певицы зависит, в каком именно.
Ирина Морева – всеобщая любимица Магнитогорска. Обладательница роскошного бархатного сопрано, богатого красивейшими обертонами, она начинала свой путь в Магнитогорске и, будучи неуверенной в себе певицей, делала первые шаги на сцене театра оперы и балета скромно и даже робко. Известный бельгийский педагог, проводя мастер-класс, сказал судьбоносные слова: «Вы просто обязаны принять участие в каком-либо международном конкурсе, я гарантирую, что ваш голос не останется без высокой оценки, а победа принесёт большую карьеру». Так и произошло: каждый раз, приезжая в родной город, в афише Ирины появлялось очередное новое звание, а маршрут гастролей расписан по всему миру. В этот раз, к примеру, Ирина приехала в Магнитогорск в статусе солистки Нью-Йоркского Метрополитен-опера. Певица смеётся:
– Стоит раз засветиться в Большом – и для всех ты сразу солистка Большого театра, так и здесь – развею миф. Я действительно была приглашена театром «коверовать» – прикрывать, подстраховывать – Людмилу Монастырскую в опере Верди «Набукко» (12+). У нас один агент – и он решил, что так будет удобнее, причём меня взяли без прослушивания, что бывает исключительно в случае, если оперу я пела в Европе – а я пела её в Палермо, – и дирекции Метрополитен-опера было достаточно рекомендации этого театра и «Дойче-опера», в котором я пела «Андре Шенье» (12+). Далее было «коверование» «Силы судьбы» (12+) и «Аиды» (12+). Увы, подписывая контракт, я не знала всех тонкостей. Говорят, однажды тенор-ковер, выступая вместо заболевшего солиста, не взял верхнюю ноту – с тех пор в Метрополитен-опера закон: «ковер» – статус, вне которого певца почти не рассматривают, каким бы божественным ни был его голос. И если солист заболел за несколько дней до спектакля, они будут искать другого певца – с именем и опытом выступления в Метрополитен-опера. «Ковер» может выйти на сцену только в случае, когда времени на такие поиски уже нет. А сидеть без сцены месяцами – не интересно. И очередное приглашение продлить контракт – теперь на «Андре Шенье» (12+) – я отклонила, предпочтя «Набукко» в родной «Новой опере». Но «засветиться» на сцене Метрополитен-опера всё-таки смогла: это была репетиция «Аиды» с оркестром вместо заболевшей солистки – и я заслужила аплодисментов дирижёра и директора Метрополитен-опера Питера Гелба.
Когда-то в рамках фестиваля «Вива опера!» у Ирины Моревой состоялся дебют в роли Лизы из «Пиковой дамы» (16+). 2025 год – и снова дебют: у Ирины состоялся первый в карьере сольный концерт.
– Мне показалось, всё прошло спонтанно, но ощущения понравились, – делится впечатлениями певица. – Это была идея педагога по вокалу театра оперы и балета Светланы Синдиной: уж коли в одном театре в Москве работают певица Ирина Морева и концертмейстер Иван Кожевников, почему бы не устроить концерт. Илье Сергеевичу идея понравилась – начались репетиции. Отзывы противоречивые, несмотря на то, что всем всё понравилось: кому-то не хватило романсов – но представить их больше я не могла, потому что, находясь в опере, редко их исполняю, а это отдельный жанр, требующий особого подхода и опыта. Другие отговаривали исполнять цикл «Пляски смерти» (0+), а я, во-первых, ничего страшного в этом не вижу, а во-вторых, когда-то его исполняла и могла за короткий период репетиций снова «впеться» и отработать. Словом, это была разовая акция, дальнейших планов пока нет, но, кто знает…
Бас-баритона московского театра «Геликорн-опера» Елисея Лаптева магнитогорцы могли видеть на концерте в рамках уральского турне фестиваля Ильдара Абдразакова в ноябре 2024 года, и вот он снова у нас в гостях, чтобы в рамках гала-концерта исполнить «Куплеты Эскамильо» – знаменитое «Тореадор, смелее в бой!» из «Кармен» и каватину Алеко из одноимённой оперы Рахманинова (12+). Как и Полина Шамаева, чья карьера изменилась благодаря победе в телепроекте «Большая опера» (0+) на телеканале «Культура» (16+), Елисей, также принимавший в нём участие в 2023 году, начинает чувствовать рост востребованности.
Пока не знакомый магнитогорцам тенор Аббосхон Рахматуллаев представляет вокальную школу Узбекистана: окончил Ташкентскую консерваторию, магистратуру Российской академии Гнесиных, стал лауреатом многих конкурсов и получил приглашение Саратовского театра оперы и балета, солистом которого и является сегодня. Ещё один иностранный гость – уже обласканный публикой за роль Альфреда в «Травиате» (12+) солист Большого театра Белоруссии Александр Михнюк. Ему журналисты адресовали вопрос о концертном блоке военных песен, посвящённом 80-летию Великой Победы. Ведь, как многие жители Беларуси, Александр имеет личную историю о войне:
– Мой дед по линии отца почти дошёл до Берлина, но был контужен вскоре после форсирования Эльбы: артиллерия сильно задерживалась, но приказ пересечь реку уже поступил, и под яростным огнём противника им приходилось буквально прикрываться, как щитом, телами уже погибших однополчан. Наконец, артиллерия подоспела – форсировать Эльбу удалось. Дед по линии мамы партизанил на севере Беларуси и в 21–22 года попал в плен, был отправлен в концлагерь Дахау, откуда его освободили американцы. По законам того времени военнопленные подписывали документ – что не участвовали в войне. И лишь в 1991-м, когда началась реабилитация, он написал письмо, оно сохранилось, и даже по характеру почерка можно было понять, как дед переживал. И хотелось плакать. Поэтому – да, у меня личное отношение к песням о войне. Как, уверен, у всех потомков солдат, прошедших её.