На муниципальном предприятии «Маггортранс» отказались от услуг кондукторов на маршрутах с низким пассажиропотоком. Нововведение не было продиктовано кадровым голодом, однако в непростых экономических условиях, вызванных пандемией, приходится сокращать издержки. Функции кондукторов легли на плечи водителей трамваев. Повышение нагрузки принесло им дополнительный заработок.
Исполняющий обязанности директора МП «Маггортранс» Юрий Шенцов отметил, что предприятие недостатка в персонале не испытывает. Но на «непопулярных» маршрутах водители трамваев вполне могут заменить кондукторов, и это не противоречит положению о пассажирских перевозках. Копии положения есть в каждом вагоне.
Впрочем, не все пассажиры, услышав объявление, что отпуском билетов занимается водитель, спешат к его кабине. По наблюдениям «ММ», люди едут зайцем не потому, что хотят сэкономить, а из-за обычного смущения, вызванного непривычной процедурой оплаты проезда.
– Понимаю, что в маршрутном такси никто не удивляется, когда деньги передают водителю, – объяснил исполняющий обязанности директора МП «Маггортранс». – Но вот если в муниципальном транспорте надо подойти к водителю, а не ждать, пока к тебе подойдёт кондуктор, это кажется странным. Для предприятия сложились непростые условия (пассажиропоток снизился на 25 процентов. – Прим. авт.). Если на маршруте может работать один человек, нецелесообразно ставить туда второго.
Там, где пассажиров немного, в основном ходят вагоны старых моделей 71-605 и 71-608. В отличие от них в нескольких новых трамваях 71-623 на поручнях установлены валидаторы, при помощи которых можно, не беспокоя водителя, оплатить проезд по безналичному расчёту. Однако устройства не активированы, потому что до пандемии в них не было необходимости. К тому же на таких маршрутах очередь больше трёх–пяти человек к кабине водителя не выстраивается.
Научный сотрудник центра STS Европейского университета в Петербурге Николай Руденко высказался в интервью The Village: «Профессию кондуктора я бы назвал героической: они по 12 часов «обилечивают» пассажиров, проводя всю смену на ногах среди ужасного шума и тряски. Но одновременно это и героические аутсайдеры – платят им мало, они выполняют очень тяжёлую работу, которая приравнивается к автоматической функции. На мой взгляд, работа кондуктора настолько тяжёлая, что платить за неё надо больше. Но тогда общественный транспорт станет ещё более убыточным, так что это замкнутый круг».
– Водители восприняли такую нагрузку как дополнительный заработок, предприятие заключает с ними договоры на данный вид деятельности, – отметил Юрий Шенцов. – Пока что будем придерживаться этой практики. Но в часы пик даже на маловостребованных маршрутах вагоны, идущие в сторону промзоны, естественно, обслуживаются кондукторами.
Совсем отказаться от кондукторов предприятие не готово, потому что «особо экономные» люди, скорее всего, будут пользоваться любой возможностью не оплачивать проезд. Маггортрансу придётся заводить огромный штат контролёров. Сейчас, если проверяющему в вагоне без кондуктора встретится безбилетник, его попросят оплатить проезд или покинуть транспорт. Штрафовать зайцев контролёры не уполномочены.
Маловероятно возникновение конфликтов из-за того, что при оплате картами некоторых банков, проездными и транспортными картами билеты не выдают, но факт оплаты подтвердить необходимо. Достаточно просто продемонстрировать контролёрам наличие «пластика». Если же они попросят провести оплату ещё раз, можно не колебаться. Повторно поездки с проездных и деньги с карт не списывают в течение часа с момента первой оплаты безналичным способом. В Магнитогорске, чтобы ехать дольше часа, надо сеть, например, в вагон, следующий по маршруту № 1, на остановке «Депо-2» на улице Вокзальной и выйти на конечной левобережной остановке «РИС» – один час и одна минута.
Людям, которые всё-таки захотят сэкономить на проезде в вагоне без кондуктора, следует иметь в виду, что количество ДТП с участием трамваев увеличивается: с 55 случаев в 2016 году до 75 – в 2019, и за восемь месяцев 2020 года – 44 случая. Как правило, аварии происходят по вине автовладельцев, которые забыли, а возможно, и не были в курсе, что на городской дороге приоритет у общественного транспорта.Во время ДТП пассажир может травмироваться, и, чтобы получить страховую выплату, если возникнет спорная ситуация, потребуется предъявить, кроме прочих обязательных свидетельств и документов, билет как доказательство того, что вред здоровью нанесён именно в вагоне, не успевшем, к примеру, затормозить перед «подрезавшей» его машиной. Впрочем, чтобы уточнить этот момент, «ММ» сделал запрос в компанию, с которой МП «Маггортранс» заключил договор по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. О том, как объяснили процедуру страховщики, – в одном из следующих номеров газеты.