Участие в этом крупном промышленном форуме приняли и представители Магнитогорского металлургического комбината, они рассказали о сбытовой политике Магнитки на сегодняшнем этапе.
Обсудить актуальные проблемы металлургического рынка в столице зимней Олимпиады-2014 собрались около двухсот человек со всей страны – руководители и специалисты металлоторговых и металлургических компаний, сервисных металлоцентров, поставщиков оборудования для металлопереработки и СМЦ, компаний–потребителей металлургической продукции.
Тем для обсуждения было предостаточно. Как отмечали специалисты на конференции, металлоторговля в России проходит этап интенсивной трансформации. Металлургические компании, открывая новые филиалы своих сбытовых сетей и приобретая отдельных трейдеров, продолжают наращивать рыночные позиции. Металлоторговые компании, расширяя переработку проката и производства продукции высоких переделов, становятся многофункциональными сервисными металлоцентрами. Помимо этого всем участникам рынка приходится решать множество проблем, связанных с трудностями в логистике, дефицитом квалифицированных кадров, ограничениями в поставках сырья, комплектующих, программных комплексов и так далее. В числе затронутых вопросов – тренды рынков металла, прогнозы потребления на 2024 году, производственная и сбытовая политика металлургических компаний, дистрибуция и интернет-торговля на рынке металлов.
Сбытовые векторы Магнитки
О них на конференции рассказал руководитель группы региональных продаж ПАО «ММК» Владислав Сак, сообщивший, что в 2023 году объём поставок Магнитогорского металлургического комбината на российский рынок увеличился на 18 процентов.
В своём докладе представитель ММК дал оценку сегодняшней ситуации на рынке металлопотребления, отметив, что в целом 2023 год стал для российских металлургов достаточно успешным. Несмотря на сокращение экспорта, за год в стране произведено 75,8 миллиона тонн стали, что на 5,6 процента больше, чем в 2022 году. Это стало возможным благодаря росту внутреннего металлопотребления, которое увеличилось на 12 процентов. При этом увеличение спроса отмечено во всех отраслях промышленности, однако наиболее существенные темпы прироста отмечены в автомобилестроении и строительстве.
Отметим, Магнитка очень давно сделала стратегический выбор – ориентация на российский рынок. Здесь сыграли роль и география – удалённость от морских торговых портов, и близость к крупнейшим российским металлопотребляющим регионам Урала и Поволжья, и более высокая маржинальность продаж на внутреннем рынке.
Поэтому, рассказал Владислав Сак, ММК продолжает следовать выбранной стратегии и планомерно увеличивает объёмы продаж на российский рынок. В 2023 году доля рынка России в общих продажах проката ММК составила 83 процента. ММК является лидером в поставках плоского проката, который составляет основную часть производства и продаж. Около 70 процентов всей отгрузки на российский рынок приходится на Уральский регион, Сибирь и Поволжье.
По словам Владислава Леонидовича, в отраслевой структуре продаж ММК традиционно значимым направлением являются поставки металлопродукции для строительства и производства сварных труб, на которые суммарно приходится примерно две трети от всех продаж ММК на рынок России.
Говоря о тенденциях российского рынка металлопродукции, в том числе сегмента металлоторговли, Владислав Сак отметил консолидацию и развитие производителями собственных сбытовых сетей. Другой тенденцией является увеличение доли продаж по долгосрочным контрактам.
Основным ориентиром для ММК в сбытовой деятельности является повышение клиентоориентированности. Главные направления развития – расширение географии и качества присутствия сети Торгового дома ММК, увеличение онлайн-продаж, развитие системы логистики, внедрение CRM-системы (Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами). Кроме того, большое значение придаётся поиску новых технологических решений для отраслей с высоким потенциалом роста в ближайшей перспективе.
Рекорды на фоне юбилея
Торговый дом ММК – уполномоченный представитель комбината во всех регионах России – играет важную роль в реализации сбытовой политики компании. О стратегии роста Торгового дома, отметившего в минувшем году 15-летие, в Сочи рассказал его директор Григорий Щуров, сообщивший, что в 2023 году ТД ММК вышел на рекордный объём продаж. Впервые за всю историю компании за год было реализовало 1,5 миллиона тонн металлопродукции.
По его словам, достижению результата способствует развитие складской сети. В 2023 году были открыты подразделения компании в Ижевске и Видном Московской области. Таким образом, общее число подразделений ТД ММК в российских городах достигло тридцати шести. Активно увеличивается и розничная сеть, которая в настоящее время насчитывает 16 точек, 12 из которых были открыты в прошлом году. Рост продаж в розничных точках в прошлом году составил 73 процента. А ведь когда-то всё начиналось с пяти небольших складских площадок. Сегодня Торговый дом ММК превратился в одну из крупнейших металлоторговых сетей страны. Подразделения, входящие в её состав, не раз отмечались наградами ежегодных конкурсов Российского союза поставщиков металлопродукции. За 15 лет Торговый дом ММК отгрузил потребителям 18 миллионов тонн металлопродукции, выручка составила более 770 миллиардов рублей. Количество активных клиентов превышает 10 тысяч.
Как сообщил Григорий Щуров, наиболее активно развивающимся направлением в минувшем году стали онлайн-продажи, которые увеличились в 2,5 раза в количественном выражении, или, другими словами, в тоннах. За год число заказов маркетплейса ММК увеличилось на 28 процентов, прибавилось 1840 новых клиентов. В 2023 году на электронной торговой площадке была реализована возможность продаж в адрес физических лиц, открылось мобильное приложение маркетплейса. В качестве ещё одного фактора роста Григорий Щуров выделил повышение эффективности логистики, позволяющее с помощью мультимодальных схем осуществлять доставку продукции до клиента точно в срок.
По словам директора ООО «Торговый дом ММК», компания планирует выйти к 2026 году на объём реализации два миллиона тонн металлопродукции в год. Продолжится развитие филиально-складской сети, в частности, вхождение в перспективные с точки зрения металлопотребления регионы, увеличение количества собственных розничных точек, расширение взаимодействия с существующими сетями розничных продаж.
Другое стратегическое направление – развитие металлоперерабатывающих мощностей. Предполагается ввод дополнительных мощностей по порезке рулонов, установка агрегатов по производству просечно-вытяжного листа в связке с агрегатами поперечной резки, ввод дополнительных мощностей по порезке арматуры.
Для увеличения онлайн-продаж планируется дальнейшее развитие маркетплейса ММК, предполагающее повышение удобства пользователей и расширение функционала. В частности, развитие функционала платежей и финансовых инструментов для юридических лиц, внедрение различных способов оплаты для удобства физических лиц в мобильном приложении, создание личного кабинета кооператора, автоматизация расчёта стоимости доставки, организация функционала «Программа лояльности» и запуск сервиса для претензионной работы.