«Не обманешь – не продашь» - утверждает стародавняя поговорка. Между тем крупный российский бизнес давно и последовательно решает задачи обеспечения максимальной прозрачности своей деятельности и ключевым направлением работы здесь является противодействие коррупции во всех её формах. Показателен в этом отношении пример Магнитогорского металлургического комбината, где в настоящее время реализуется проект по внедрению антикоррупционного комплаенса.
В соответствии с лучшими мировыми практиками
Здесь, пожалуй, стоит сделать оговорку и пояснить значение мудрёного термина «комплаенс». В самом общем смысле это слово обозначает соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям, или нормам. В практике менеджмента компаний под комплаенсом подразумевают часть системы управления и контроля в организации, связанная с комплаенс-рисками — рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и так далее. Внедряемый в ПАО «ММК» комплаенс - это система менеджмента по противодействию коррупции в соответствии с международным стандартом ISO 37001:2016, а также Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, подготовленными Минтруда России.
Говорить о том, что раньше на комбинате с коррупцией никак не боролись, кончено же, нельзя. ММК в течение многих лет успешно работает в этом направлении. Еще в 2013 году советом директоров компании была принята корпоративная Антикоррупционная политика, подтверждающая приверженность ММК и его руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения бизнеса, а также нулевую терпимость к любым нарушениям в этой области. Также ММК год назад присоединился к Антикоррупционной хартии российского бизнеса, участники которой едины в понимании того, что коррупция представляет опасную угрозу для нормального развития общества, а потому коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления, должны быть не только наказаны по закону, но и сопровождаться широким общественным осуждением и неприятием как опасный социальный порок.
Результатом этой работы стало присвоение ПАО «ММК» в прошлом году класса А2 Антикоррупционного рейтинга российского бизнеса, составленного Российским союзом промышленников и предпринимателей, что соответствует организации с высоким уровнем противодействия коррупции. В связи с этим генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев, отметил: «Прозрачность ведения бизнеса и предупреждение любых коррупционных проявлений – один из ключевых принципов работы Магнитогорского металлургического комбината, стремящегося к усовершенствованию корпоративной культуры, следованию лучшим практикам корпоративного управления и поддержанию высокого уровня деловой репутации». Именно поэтому проект внедрения антикоррупционного комплаенса, реализуемый в соответствии с приказом генерального директора, охватит единой системой все предприятия Группы ПАО «ММК».
Противодействие коррупции – это не только про закон
ММК – компания международного масштаба, поэтому, достигнув определенного уровня в антикоррупционной деятельности, здесь задумались о необходимости соответствия в этом вопросе самым лучшим практикам и стандартам, выраженным требованиями ISO 37001. Внедрение комплаенса – это возможность улучшить свою работу, повысить эффективность компании, зависящую не только, и даже не столько от технологий и оборудования, сколько от отношений между людьми, взаимного уважения и доверия сотрудников компании между собой и с другими заинтересованными сторонами. Как отметил директор по безопасности ПАО «ММК» Павел Кравченко, «Важность внедрения комплаенса обусловлена не только тем, что он снизит риски коррупционных преступлений и причинения материального ущерба компании, но и снизит риск нанесения репутационного вреда, что может быть, имеет даже большее значение».
Внедрение комплаенса потребовало на ММК корректировки множества внутренних нормативных документов, положений и регламентов. Как рассказал ответственный за противодействие коррупции в ПАО «ММК», руководитель проекта внедрения антикоррупционного комплаенса Дмитрий Белоконь, всего предполагается внести изменения в 43 документа, 19 из которых разработано с нуля.
Далеко не последнюю роль играет работа с сотрудниками компании. «В рамках совершенствования процедур антикоррупционного комплаенса определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; инициированы процедуры по обеспечению добросовестной работы организации посредством актуализации и внедрения в практику соответствующих стандартов», - поделился начальник управления персонала ПАО «ММК» Сергей Цыганков. По его словам, которого задачей следующего этапа является максимальная вовлеченность коллектива организации в антикоррупционные комплаенс-процедуры и проведении мероприятий по информированию и обучению соответствующих контрольных служб и работников предприятия.
Безусловно, комплаенс, как система менеджмента, ориентированная на управление соответствием, опирается на нормы международного и федерального законодательства. И в этом своем нормативном аспекте комплаенс выражает риск-ориентированный подход, который, опираясь на комплексную систему управления рисками ПАО «ММК», купирует, в том числе, т.н. регуляторные риски. По словам главного юриста ПАО «ММК» Сергея Шепилова, в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. «Поэтому внедрение единой системы антикоррупционного комплаенса в обществах Группы ПАО «ММК» позволит, в частности, снизить риски привлечения к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), штраф по которой может превышать 100 миллионов рублей», - отметил главный юрист ПАО «ММК».
Но всё же антикоррупционный комплаенс не исчерпывается регуляторной стороной. Помимо обязательных требований законодательства, существуют обязательства, добровольно взятые на себя компанией. Есть договоренности и соглашения, которые обязуются соблюдать партнеры, чтобы сделать взаимоотношения в бизнесе честными и открытыми. Есть, в конце концов, этические нормы и моральные принципы, которые, в идеале, должны лежать в основании любой деятельности. Без этого антикоррупционный комплаенс работать не сможет, ведь именно этическая составляющая, в первую очередь, определяет неприятие коррупционных действий. Если кто-то рядом берет взятку (в бизнесе больше подходит определение «коммерческий подкуп») и обогащается неправомерным образом, то он, по сути, крадёт не только у акционеров или предприятия, он крадёт у своих коллег, проявляет неуважение к себе, своим товарищам и всему коллективу. И в осознании этого непреложного факта – залог успешного противодействия коррупции. В ПАО «ММК» этические нормы сведены в Кодекс деловой этики, который является одним из фундаментов антикоррупционного комплаенса.
И если в уголовном законодательстве, преследующем за коррупционные действия, размер взятки имеет значение, то с точки зрения этики в комплаенсе, не суть важно, сколько человек получил в качестве подкупа – десять рублей, миллион или «борзыми щенками». Главное – он нарушил принятые этические нормы, поступил некрасиво. Не потому что за это могут посадить, а потому что такое поведение в компании неприемлемо.
Внедрение антикоррупционного комплаенса на ММК – не абстрактное новое веяние в менеджменте. Он даст работникам, вне зависимости от занимаемой должности, возможность почувствовать эффект от этой работы, получить обратную связь с руководством, способ заявить о своей обеспокоенности и желании противодействовать несправедливости. Бизнес должен быть честным - и у каждого должен быть шанс внести в это свой вклад.