Промоакцию «Свежая идея» проводят на Магнитогорском металлургическом комбинате с 2016 года. На Комсомольской площади возле заводоуправления ставят брендированный шатёр, под крышей которого работники основных цехов и обществ Группы ПАО «ММК» при помощи специальных приложений «Эволюция» и «Платформа энергоменеджмента» предлагают способы улучшения производственных процессов.
В среднем во время промоакции выдвигают 300–500 идей, треть авторов которых до этого не участвовали в рационализаторской деятельности. За активность их сразу поощряют символическими подарками. Так, за одну идею работнику в этот раз вручали килограмм спелых яблок, за две – плюсом шёл блокнот, а автору трёх идей доставалась на память ещё и футболка с логотипом акции.
Каждое предложение будет рассмотрено экспертной комиссией и, если окажется полезным, внедрено. В этом случае автора идеи ждёт премия. По итогам 2021 года в качестве вознаграждения рационализаторам ММК выплатили 24,8 млн рублей (максимальная премия на человека составляет 930 тыс.), зафиксированный экономический эффект – 606,9 млн рублей (на 2 млн больше, чем в 2020 году).
– Но главное всё-таки не деньги, а то, какой формируется образ мышления, – рассказал инженер по наладке и испытаниям центральной электротехнической лаборатории Александр Павлов, поучаствовавший в акции-2022 с тремя идеями. – Мои новые предложения направлены на снижение расходов на обслуживание, повышение надёжности оборудования, увеличение межсервисных интервалов. За всё время я подал 125 идей, из которых около 100 было внедрено.
Инженеры по метрологии цеха энергосберегающих технологий Альбина Подгорнова и Ольга Камчатная в рационализаторской деятельности до этого дня себя не пробовались. Однако благодаря промоакции «Свежая идея» теперь и они вовлечены в движение.
– Предложила установить антимагнитные пломбы на водомеры, что сократит потери пожарно-питьевой воды. И также идеи по охране труда, работе на высоте, наряд-допуску, – поделилась Альбина.
– По моей углублённой специфике необходима более прочная проволока, которая пломбирует датчики, узлы учёта. Сейчас проволока легко рвётся, и я предложила такую, которая эффективнее послужит для сохранения энергоресурсов, – объяснила Ольга.
Предложения оператора машины непрерывного литья заготовок Дмитрия Докукина направлены на совершенствование системы учёта добавочных материалов, шлакообразующих смесей и веса слябовой заготовки кислородно-конвертерного цеха. За всё время Дмитрий стал автором 24 идей, 15 из которых внедрили. Лучшим предложением считает снижение поясной обрези:
– Это принесло достаточно большой экономический эффект, ведь мы снизили длину пояса с 800 до 500 миллиметров, то есть 300 миллиметров слябовой заготовки после запуска и ухода на концы МНЛЗ являлись дополнительно годными, и это – миллионы рублей.
День изобретателя и рационализатора отмечали в СССР на всесоюзном уровне с 1979 года, а традиции праздника заложила советская научная общественность ещё в 50-х годах прошлого века. В России День изобретателя отмечают в последнюю субботу июня.
Организатором промоакции «Свежая идея» выступает научно-технический центр ПАО «ММК». Сотрудник НТЦ Иван Пелевин рассказал, что благодаря мобильному предложению «Эволюция» попробовать себя в рационализаторской деятельности, направленной на повышение эффективности процессов комбината, могут не только работники, но и все желающие.
– Акция непрерывно проходила на Комсомольской площади у заводоуправления с 2016 по 2019 год, а в 2020-м из-за пандемии организовали её в онлайне, – добавил Иван. – К счастью, смогли вернуться к более привычному формату и порадовать авторов идей свежими фруктами и сувенирной продукцией. Благодаря акции у работников, которые уже подавали предложения, растёт творческая активность, но главное, приходят новые люди. Около трети – это новички.
ПАО «ММК» уделяет особое внимание раскрытию творческого потенциала сотрудников и мотивации проявлять инициативы к улучшениям. Это важная часть развития корпоративной культуры комбината, формирования атмосферы возможностей.