Магнитогорский металлургический комбинат – одно из крупнейших в мире предприятий по производству стали. В его составе около ста цехов и переделов, работающих круглосуточно, а территория размером с небольшой город. Технологический цикл ММК невозможно представить без железной дороги и передвигающегося по нему подвижного состава.
Локомотивный цех – одно из крупнейших подразделений не только управления логистики, но и комбината в целом: более двухсот единиц подвижного состава: локомотивы, снегоуборочная техника, краны на железнодорожном ходу, пять пунктов технического осмотра локомотивов, два депо – тепловозное и электровозное, более 630 километров контактной сети.
– Главный ресурс цеха – это, конечно же, люди, – подчёркивает начальник локомотивного цеха Эдуард Ишмуратов. – Штатная численность – 838 человек. Грамотные ответственные специалисты, выполняющие главную задачу – обеспечение перевозочного процесса локомотивной тягой. Круглосуточно на линии находится около 150 локомотивов, которые задействованы во всей технологической цепочке комбината, начиная от завоза сырья на территорию ММК, транспортировки через все переделы, и заканчивая вывозом товарной металлопродукции.
Учитывая важность задач, стоящих перед железнодорожным транспортом, руководство ММК внимательно следит за последними техническими решениями в области маневровой техники и поступательно вооружает свой локомотивный парк тепловозами и электровозами последнего поколения – производительными, неприхотливыми в эксплуатации, с высоким уровнем комфорта и безопасности машиниста.
– За последние три года в рамках масштабной программы обновления подвижного состава ММК приобрёл 27 локомотивов и на этот год запланирована покупка ещё двенадцати тепловозов и одного электровоза, – отмечает Эдуард Батырович. – Это современная техника отечественного производства с улучшенными экономическими и экологическими показателями, эргономическими и техническими характеристиками. Освоение новых серий локомотивов – процесс непростой, но интересный.
В отличие от железнодорожных подразделений других металлургических предприятий страны, локомотивное хозяйство ММК имеет уникальную особенность, которая заключается в пятидесятипроцентном соотношении электровозной и тепловозной тяги. Тогда как на тех же Северстали или в Новолипецке работают только тепловозы.
– Электровозы более экономичны и экологичны, но отказаться от тепловозной тяги невозможно в силу специфики металлургического производства, – поясняет Эдуард Ишмуратов. – На некоторых участках, например, в доменном и кислородно-конвертерном цехах, нельзя провести контактную сеть из-за близости с горячим металлом, шлаком, поэтому электровозы работать там не могут.
В составе электровозной службы цеха – восемьдесят локомотивов четырёх серий. Наряду со старой гвардией на путях комбината трудятся электровозы нового поколения. Вывозят готовую продукцию на пути общего пользования РЖД, завозят на территорию комбината сырьё, необходимое для работы цехов.
– Коллектив насчитывает 460 человек, из них 452 – это машинисты и помощники машинистов, – рассказывает начальник электровозной службы локомотивного цеха Руслан Берестинов. – Квалифицированные специалисты под стать серьёзной технике и задачам – в прошлом году мы ежемесячно перевозили по миллиону тонн грузов, в том числе опасных, поэтому ошибки в работе недопустимы. За последние годы коллектив значительно помолодел. Средний возраст работников – 25–30 лет. Они не только отлично справляются со своими профессиональными обязанностями, но и участвуют в, научно-технических конференциях, общественной и спортивной жизни цеха, рационализаторской деятельности – за три года на ММК было внедрено девятнадцать рацпредложений работников электровозной службы.
По словам Руслана Берестинова большая работа проводится и в направлении охраны труда. Установка постов обдува на двух ПТО позволила бригадам безопасно и комфортно обслуживать локомотивы. Благодаря оборудованию девяти локомотивов видеокамерами, удалось исключить «слепые» зоны, составлявшие от четырёх до шести метров. Теперь машинисту не нужно выходить из кабины или выглядывать из окна – всё происходящее он видит на мониторе.
Тепловозная служба локомотивного цеха обеспечивает внутризаводские перевозки материалов и сырья, а так же готовой продукции со станции Новой на станцию Магнитогорск – Грузовой.
– В смену на линию выходит порядка семидесяти тепловозов. Основными нашими объектами являются станция Заводская третьего железнодорожного района, где мы перевозим жидкий чугун в кислородно-конвертерный и электросталеплавильный цехи, и станция Рудная, на которой мы обеспечиваем подвоз руды и сырья на рудо-обогатительные фабрики, – рассказывает начальник тепловозной службы локомотивного цеха Максим Зиновьев. – Кроме того, тепловозная тяга задействована в обслуживании прокатных цехов. Практически восемьдесят процентов маневровой работы на ММК выполняет тепловозная служба.
За последнее десятилетие тепловозный парк локомотивного цеха пополнился современной техникой – более мощной, тяговитой, и что особенно важно, более удобной и безопасной для машиниста. Новые тепловозы оборудованы электронной системой по управлению дизелем, и теперь машинист на табло видит все параметры работы энергетической установки, мощность, показатели работы двигателя. Раньше приходилось использовать манометры и термометры.
– На станции Заводской, где тепловозы используются для обслуживания доменного цеха, машинисту приходится работать в суровых условиях, летом температура в кабине может достигать 50–60 градусов, – отмечает Максим Зиновьев. – Локомотивы новых серий оборудованы системой микроклимата с кондиционером, что позволяет создать для людей более комфортную обстановку.
Машинист локомотива, по мнению начальника цеха Эдуарда Ишмуратова, – уникальная профессия, так как специалисту приходится управлять машиной мощностью в тысячу двести, а в некоторых случаях более двух тысяч лошадиных сил, а за спиной у него поезд массой около четырёх тысяч тонн. При этом машинист должен знать развитие всего путевого хозяйства комбината, а это без малого восемьсот километров и тридцать раздельных пунктов по всему ММК, и при необходимости диагностировать и починить возникшую неисправность.
– В настоящее время в цехе реализуется ещё один масштабный проект – реконструкция контактной сети, построенной в 1946–1947 годах – это перегоны «Ежовка–Кольцевая» и «Ежовка–Доменная», – продолжает рассказ Эдуард Ишмуровтов. – Сейчас практически вышли на финишную прямую. Заменили около трёхсот опор, шестнадцать километров контактного провода – и всё это в условиях действующего производства. Мы не можем остановить грузоперевозки, поэтому проводим работу во время «технологических окон».
За организацию бесперебойной работы локомотивного цеха отвечает начальник смены. Он следит за тем, чтобы электровозы и тепловозы были исправны, а их замена и подмена проходили вовремя, в случае поломки или проблем с контактной сетью, направляет ремонтные бригады и решает ещё множество разных задач. Сергей Новой работает начальником смены не один год, и уже без геолокации знает, где находится каждый из локомотивов, работающих на линии.
– Ответственность большая, – признаёт Сергей Васильевич. – Если что-то вовремя не наладить или не подать напряжение, не довезти какому-то цеху подкат, сырьё или не вывезти готовую продукцию, то это скажется на работе всего комбината. У нас четыре смены и соответственно четыре человека, которые работают в этой должности и круглосуточно контролируют работу цеха.
Локомотивный цех практически на сто процентов мужской. Из 838 работников всего пять женщин. Инженер Екатерина Тарасова – одна из них. В цехе она отвечает за профсоюзную работу, старается создать все условия, чтобы люди включались не только в производственную жизнь, но и в общественную.
– Обращаются с самыми разными вопросами, – отмечает Екатерина Владимировна. – Жильё, отдых, оздоровление, пособие для первоклассников, коллективные выезды. По возможности, стараюсь помочь. У нас в цехе немало спортсменов, которые участвуют в цеховых и общекомбинатских соревнованиях и занимают призовые места. Есть творческие личности, которые прекрасно поют, танцуют и создают удивительные вещи своими руками. Словом, коллектив сплочённый, разносторонний и нацеленный на развитие.
В настоящее время в цехе идёт подготовка к приёму тепловоза, использующего в качестве моторного топлива сжиженный природный газ. По сравнению с традиционными собратьями, он более экологичен и экономичен в плане топлива. Над этим проектом специалисты локомотивного цеха работают с 2016 года.
– Поскольку таких локомотивов в тот момент не существовало, мы пробовали переделать старые тепловозы, но специалисты Людиновского тепловозостроительного завода, узнав о нашей идее, заинтересовались и разработали первый в России маневровый локомотив на сжиженном природном газе, который сейчас проходит необходимые испытания и сертификацию, – рассказывает Эдуард Ишмуратов. – Рассчитываем, что в конце этого – начале следующего года получим первый экземпляр газотепловоза. Пока занимаемся инфраструктурой: заправками, пунктами дегазации, словом, готовимся к тому, что такие машины в скором времени будут работать на ММК.