Как сообщает «Коммерсантъ», Правительство России освободило шесть предприятий от необходимости уплаты акциза на жидкую сталь по итогам второго квартала. В их числе четыре компании, занимающиеся машиностроением, – «Тяжпрессмаш», «Промлит», «ВКМ-Сталь» и «Алтайвагон», и две, производящие специальные стали, – Волжский трубный завод ТМК и корпорация «Красный Октябрь».
От уплаты акциза будут освобождены предприятия, производящие жидкую сталь для собственных нужд. При этом пока Минфин не готов отменять акциз для всей металлургической отрасли, несмотря на падение выпуска стали на фоне санкций и укрепления рубля. А инициатива о внесении коррективов в Налоговый кодекс с целью отмены акцизов на жидкую сталь, озвученная на заседании комитета по налогам и сборам Госдумы РФ, не получила – по крайней мере, пока – поддержки парламентариев.
Акциз на жидкую сталь был введён с 2022 года «для изъятия сверхприбыли» у металлургических компаний, но ситуация в отрасли в последние месяцы на фоне санкций и укрепления рубля настолько усложнилась, что речи о сверхдоходах уже не идёт ни на одном сталелитейном предприятии. Более того, компании оказались на грани выживания. На июньском заседании Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области председатель совета директоров ПАО «ММК» Виктор Рашников озвучил положение дел на Магнитогорском металлургическом комбинате: «Мы не грузим третий месяц на экспорт ничего. Но акциз продолжают брать. Цена на внутреннем рынке упала. У нас была рентабельность производства 20 – 25 процентов. В мае была рентабельность уже 4 процента. В июне, если выйдем в плюс, на 0,5 или 1 процент – будет уже хорошо. Много кризисов мы пережили, но такого ещё не было».
Схожие заявления делают другие представители металлургической отрасли. Цены на сталь с начала года снизились на 35 процентов, откатившись на уровень 2020-го, цитируют «Известия» вице-президента ассоциации «Русская сталь», директора по работе с госорганами компании «Северсталь» Андрея Леонова. В то же время себестоимость производства выросла почти на 50 процентов. В такой ситуации речь может идти лишь о выживании компаний, которые оказались на грани рентабельности, и сохранении коллективов, но никак не о сверхдоходах, подчеркнул он.
Однако, по мнению некоторых экспертов, рентабельность металлургических компаний пока остаётся приемлемой. «По нашей оценке, с учётом вертикальной интеграции себестоимость базового горячекатаного проката крупных российских производителей (ММК, НЛМК и Северсталь) не превышает 500 долларов за тонну. Компании до сих пор могут показывать двухзначную рентабельность на уровне EBITDA в процентах», – цитирует «Коммерсантъ» Бориса Красноженов из Альфа-банка. Наметившееся ослабление рубля и ожидаемое падение цен на коксующийся уголь и металлолом на внутреннем рынке также позволят металлургам снизить себестоимость, считает аналитик.
Оппоненты разбивают такие взгляды весомыми аргументами против: «двузначная рентабельность» и положительная статистика по налогам и сборам металлургических предприятий сегодня основываются на данных первого квартала 2022 года, но они не являются показательными, поскольку на тот момент действие санкций и укрепление рубля ещё не успели оказать влияния на ситуацию в отечественной металлургии.
Эксперты, знакомые с истинным положением дел в металлургических компаниях, настаивают на отмене акциза на жидкую сталь для всей отрасли. Так, уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров убеждён, что лучше вернуться к прежней системе изъятия сверхприбыли – экспортным пошлинам. А акциз, введённый из-за того, что чёрная металлургия в 2020—2021 годах чувствовала себя хорошо и сумела заработать на продаже металлопродукции, нужно вовремя отменить.
Металлургов поддержало даже Министерство промышленности и торговли России, обратив внимание на то, что акциз на жидкую сталь работает в случае «избыточной рентабельности» металлургических предприятий, сейчас же она у них падает.
Но пока ситуация остаётся прежней – за исключением тех шести предприятий, которые Правительство России освободило от необходимости уплаты акциза на жидкую сталь по итогам второго квартала.