23 июня 1930 года был подписан приказ Управляющего Магнитостроем Я.М. Шмидта, в соответствие с которым временные разрозненные мастерские объединены в единые центральные механические мастерские (ЦММ). Одновременно с ЦММ были созданы инженерные службы главного механика: технический отдел, технико-производственный и планово-производственный отделы. Из отдела подсобных предприятий в состав ЦММ были переданы следующие цехи: механический, кузницы, литейный и котельный. Главным механиком был назначен Д.М. Сонкин. Основная задача созданного управления - обеспечение высокой работоспособности, производительной и безаварийной деятельности, ремонт механического оборудования и агрегатов в цехах комбината.
В годы Великой Отечественной войны цеха механослужбы ММК перепрофилируются на выполнение военных заказов. В послевоенный период в цехах управления был взят курс на модернизацию и реконструкцию устаревшего оборудования. С вводом новых современных технологий резко возросло количество деталей и узлов, прошедших различные виды упрочнения. Уже в конце 60-х годов служба главного механика комбината превратилась по своим масштабам в крупный машиностроительный завод с численностью работающих свыше 5 тыс. человек, обеспечивающих годовой объем производства в 800 тыс. т поковок, отливок, металлоконструкций, машинных узлов и агрегатов.
В годы рыночных преобразований на базе Управления главного механика было организовано ЗАО «МАРС», которое вместе с предприятием «Металлургремонт» стало основой для созданного в 1999 году ЗАО «Механоремонтный комплекс ОАО «ММК».
Сегодня ООО «МРК» – одно из крупнейших дочерних предприятий комбината, в котором работают свыше четырех тысяч человек. Являясь неотъемлемой частью структуры бывшего управления главного механика ММК, Механоремонтный комплекс является основной производственной ремонтной площадкой металлургического комплекса Магнитки, прежде всего в части изготовления запасных частей для оборудования. Часть подразделений, некогда входивших в структуру УГМ и специализирующихся на техническом обслуживании и ремонте, сегодня входит в состав ООО «Объединенная сервисная компания».
МРК представляет собой полноценное машиностроительное предприятие, поскольку в состав комплекса входит абсолютно вся технологическая цепочка переделов, начиная от литейного производства, кузнечно-прессового, цеха металлоконструкций, четырех механообрабатывающих цехов и сборочных цехов. Также в составе комплекса есть вальцешлифовальный цех, который оказывает специализированные услуги по подготовке прокатного оборудования непосредственно на площадках листопрокатных цехов.
Помимо производственных подразделений, в состав предприятия входят компетентные инжиниринговые службы - проектно-конструкторский отдел численностью 65 человек, а также служба качества и инжиниринга, в которой трудятся порядка 300 высокопрофессиональных специалистов. Помимо этого, в составе службы аккредитованная заводская лаборатория механических испытаний, металлографии, неразрушающего контроля, вибродиагностики, а также лаборатория линейно-угловых измерений, которая оказывает услуги по поверке и калибровке средств механических измерений для всей Группы ПАО «ММК». По сути - это мощный технологический корпус, который закрывает все технологические переделы – от выплавки и разливки сплавов и стали, и заканчивая механообработкой и полной сборкой машины «под ключ». Поэтому не станет преувеличением утверждать, что на сегодняшний день в Механоремонтном комплексе собраны все компетенции крупного машиностроительного предприятия.
Тем не менее, компания не стоит на месте и активно развивается дальше. Сегодня Механоремонтный комплекс ММК находится на новом этапе своего развития. Здесь при поддержке Фонда развития промышленности реализуются сразу два крупных инвестиционных проекта. Оба проекта ориентированы на создание импортозамещающих производств машиностроительного направления, и их реализация является мощным толчком к развитию компании и освоению новых компетенций.
Проекты создания цеха литейно-кузнечной продукции (ЦЛКП) и цеха машиностроительной продукции (ЦМП) стартовали в 2022 году. Оба производства будут выпускать импортозамещающую продукцию, в том числе не имеющую аналогов в России. Строительство ЦЛКП и ЦМП - важный этап устойчивого развития Группы ММК.
Цех литейно-кузнечной продукции проектной мощностью более 25 тыс. тонн в год (на четвертый год жизни проекта – к 2029 году) – это полный цикл производства кованных рабочих валков для станов холодной прокатки и опорных валков холодной и горячей прокатки, а также запчастей из поковки, слитков весом до 120 тонн и стальных сортовых валков. Объем инвестиций в проект составит 21,4 млрд рублей, а ожидаемый эффект на уровень EBITDA - 3,3 млрд. рублей. Первую очередь проекта планируется завершить к 2026 году, вторую - к 2027 году.
Из-за санкций основные производители кованных прокатных валков и высококачественной поковки прекратили поставки в Россию. А опорные стальные валки в нашей стране практически не производятся. Таким образом, в рамках проекта МРК намерен обеспечить и свои потребности, и запросы металлургических предприятий РФ, заняв активную позицию в этом сегменте импортозамещения. Одним из потребителей продукции ЦЛКП станет Росатом, заинтересованный в локализации критически важных моделей транспортно-упаковочных контейнеров.
ЦМП будет выпускать до 10,4 тыс. тонн в год машиностроительной продукции. Здесь будут производить кузова самосвалов, корпуса и опорные кольца конвертеров, сталевозы, шлаковозы, чугуновозы, литейные ковши, миксеры, вагоноопрокидыватели, купола воздухонагревательных печей, оборудование для машин непрерывного литья заготовок и мостовые краны грузоподъемностью более 50 тонн. В основном, такая продукция закупается сейчас за рубежом. Запуск производства состоится в июле этого года, на День Металлурга.
Реализация новых масштабных проектов Механоремонтного комплекса обеспечит рост объемов производства с высокой добавленной стоимостью и расширит ассортимент продукции компании для внутреннего и внешнего рынков, а также укрепит технологическую независимость России.