Это история со счастливым концом. Но всё могло сложиться иначе, окажись в ней люди равнодушные к истории вообще и истории конкретного человека, в частности.
Всё началось с того, что на ММК – в адрес генерального директора и ветеранской организации предприятия – пришло письмо из районного совета ветеранов города Омска. Суть обращения заключалась в следующем: в подъезде одной из многоэтажек была найдена коробка с наградами и фотографией. Ценную находку передали в местный совет ветеранов, одна из активистов которого – Луиза Григорьевна Сморщенко решила установить имя владельца. Проанализировав содержимое коробки, она нашла несколько значков и медалей, выпущенных к юбилею ММК. Так расследование привело её в Магнитогорск, где к поискам подключились работники комбинатского архива, музея, совета ветеранов предприятия и газеты «Магнитогорский металл».
– Почти детективная история, – рассказывает ведущий специалист по управлению архивной документацией административного отдела ПАО «ММК» Сергей Циглер. – Среди найденных наград оказался знак лауреата премии Совета Министров СССР, одной из важнейших премий Советского Союза, которую присуждали за выдающиеся достижения в области развития народного хозяйства и науки, в частности – за разработку и внедрение новых технологических решений, имеющих важное значение для развития промышленности, энергетики и сельского хозяйства. За всю историю ММК его были удостоены 34 человека. Поскольку награда номерная появился шанс установить её владельца. Выяснили, что документы Совета министров СССР находятся в государственном архиве РФ, сделали запрос, и вскоре получили ответ, что такой информации нет. Оставалась ещё одна зацепка – крошечное фото пятидесятых–шестидесятых годов, на котором был запечатлён молодой человек. Но как установить его личность?
На ММК хорошо знают, – не бывает невыполнимых задач, поэтому фотография улыбчивого юноши с серьёзными глазами отправилась «в люди» – в музей, совет ветеранов комбината и в комбинатскую газету «Магнитогорский металл», которая начиная с тридцатых годов прошлого века, подробно освещает деятельность ММК и его работников. В одной из «метальских» статей нашлось фото предположительно того самого юноши, его данные и цех, где он работал. Всё это требовало уточнения и подтверждения. Неоценимую помощь в этом оказал совет ветеранов ММК. Снимок показали пенсионерам цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики и они подтвердили – на нём действительно изображён Николай Ильич Соловьёв. Металлургам старшего поколения его имя известно хорошо. На комбинате он, по его собственному выражению, трудился «от Носова до Рашникова».
В 1951 году Николай Соловьёв окончил магнитогорское РУ № 13, в 1963-м – МГМИ. Работал подручным сталевара мартеновского цеха № 2, электрослесарем, мастером, начальником по контрольно-измерительным приборам и автоматике мартеновского участка, заместителем начальника, а с 1976 по 2000 год начальником цеха КИПиА. Несмотря руководящую на должность Николай Ильич был частым гостем в цехах, «беспокойные ноги» не позволяли руководить процессами из кабинета. При его активном участии был разработан и освоен ряд эффективных автоматизированных систем контроля за ходом металлургических процессов. На счету Николая Соловьёва десять авторских свидетельств на изобретения. В 1991 году он стал лауреатом премии Совета Министров СССР за разработку и освоение массового автоматизированного производства эффективных средств измерения температуры расплавленных металлов. Выйдя на пенсию, Николай Ильич вновь оказался в гуще событий, теперь уже общественных. Должность председателя ТОСа не предполагала праздности и бездействия. Не так давно Николай Ильич Соловьёв ушёл из жизни.
– В архиве ПАО «ММК» мы нашли личную карточку Николая Ильича, где хранится его фото и список наград, практически в точности соответствующий тем, что были обнаружены в коробке, – рассказывает Сергей Евгеньевич. – О результатах своих поисков мы сообщили в Омск и стали решать вопрос о том, как переправить находку в музей ММК. И вот награды вернулись в Магнитогорск. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этом. Сейчас вообще наблюдается всплеск интереса к истории города, семьи. В наш архив достаточно часто обращаются потомки ветеранов ММК в поисках своих корней. А так как у нас хранятся 650 тысяч личных карточек за период с 1930 по 2019 год – возможности для поиска внушительные.
Награды Николая Ильича Соловьёва пополнили архив личных документов музея ПАО «ММК», который, к слову, нередко становится источником информации и партнёром СМИ в совместных медиапроектах, а в информационный поток, создаваемый музеем, вовлекается всё больше людей.
– Я была знакома с Николаем Ильичём, – отмечает руководитель музея ММК Надежда Халитова. – При жизни он активно сотрудничал с нашим музеем. Для меня, как для историка, общение с человеком, который видел военного директора Магнитки Григория Ивановича Носова, имеет особое значение. Николай Ильич, понимая, значимость знаний и воспоминаний, которыми он обладал, написал «Производственно-биографическую справку» – биографические заметки. Но главным их героем является не только он, но и те люди, которые его окружали. В «Справке» указано множество имён, дат и событий, важных для истории комбината. Николай Ильич стоял у истоков нового и очень важного для ММК подразделения – цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Знакомство с Григорием Носовым состоялось в 1951 году – об этом Николай Соловьёв подробно рассказывал на страницах «ММ». Он, в ту пору восемнадцатилетний, работал во втором мартеновском цехе. Шла обычная смена, и вдруг началась «беготня». Оказалось, приехал директор комбината, и не один, а с фотокорреспондентом. Носов шёл по цеху медленно, возле каждой печи останавливался и собирал небольшое собрание.
«Григорий Иванович был высокий, крепкий мужчина. В «гляделку» мартеновской печи мог смотреть, лишь согнувшись, в то время как другим приходилось вставать на цыпочки, – вспоминал Николай Ильич. – Голос у Носова был спокойный, глуховатый, слух не резал. Когда директор дошёл до шестой печи, корреспондент попросил всех собраться и несколько раз щёлкнул фотоаппаратом. После чего Григорий Иванович прямо на посту управления стал расспрашивать нас о работе, учёбе, о жизни вообще. Ещё раз я видел директора Носова во время строительства улицы Комсомольской. Носов приехал на новеньком «ЗИЛе», был в плаще и высоких сапогах. Смотрел, как продвигается работа, беседовал со строителями. Никакого ажиотажа при этом не было: директора часто можно было увидеть и на стройке, и на комбинате. Помню и тот страшный день, когда в Магнитогорск пришло известие о смерти Григория Ивановича. Люди выглядели осиротевшими. Рассказывали, что самолёт с телом директора, прежде чем приземлиться, сделал прощальный круг над комбинатом».
Музей ММК может похвастать солидным архивом личных документов – работники комбината приносят в музей документы, награды и фотографии своих предков. Не так давно ветеран ММК Леонид Михайлович Павлов передал набор инструментов тридцатых годов. С того времени, как в состав группы компаний ПАО «ММК» вошёл Лысьвенский металлургический комбинат, в музей регулярно приходят посылки из Пермского края с образцами новой продукции.
– Материалы, поступающие в музей, пополняют действующую экспозицию и становятся основой тематических выставок, – рассказывает Надежда Халитова. – То есть все экспонаты продолжают жить. Они рассказывают нам, сегодняшним, реальную, не отретушированную историю. И в этом их главная ценность.