Наставничество имеет долгую историю, а наставники играют важную роль в развитии карьеры, личности и профессионализма. С годами формы, способы и методы передачи опыта и знаний становятся более разнообразными, но тема наставничества при этом не теряет актуальности, напротив, вызывает всё больший интерес и желание изучить историю вопроса, добраться до истоков.
На этой неделе в управлении кадров ПАО «ММК» состоялась первая встреча наставников с кураторами этого направления. Наставников пока немного, да и процесс взаимодействия находится в начальной стадии, но обе стороны нацелены на выстраивание доверительных, долгосрочных отношений, которые принесут пользу молодёжи, которая решит связать свою личную и профессиональную историю с комбинатом.
Согласно официальной терминологии, наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному усвоить определённые компетенции. Ключевое слово здесь – отношения. Не система, как принято считать, не технология, а именно отношения. Душевный вклад наставника, его искреннее желание донести, объяснить, научить – вот, что важно для принятия, усвоения, понимания информации. Когда при взаимодействии с умудрённым знаниями и опытом человеком, у обучаемого не возникает внутреннего психологического барьера, линии сопротивления. Ведь известно, что, мы сопротивляемся тому, что не соответствует нашей картине мира. Психика защищает нас от каких-либо изменений и перемен из-за неизвестности будущего, непонимания к чему это приведёт, из-за страха совершить ошибку. Безусловно, важна и техническая часть, но она «работает» уже после создания доверительных отношений.
И здесь важна личность самого наставника: что он может передать? Какие истины, принципы, идеи заложит в головы подопечных? На что обратит их внимание в первую очередь? Будет обучать механически, «для галочки» или вложит частичку своей души? В древней Греции наставниками или менторами выступали мыслители, философы Сократ, Аристотель, Платон. Масштаб этих личностей говорит о понимании важности наставничества ещё в глубоком прошлом. Древние менторы считали главной для себя задачей пробуждение душевных сил учеников, взаимодействие с ними на равных. В этом и заключается искусство наставника – в пробуждении у подопечного стремления к самостоятельности, ответственности, инициативе, а процесса наставничества – в создании условий, при которых ученики будут чувствовать себя нужными и значимыми.
На Магнитогорском металлургическом комбинате система наставничества действует, пожалуй, с начала его строительства и давно признана одним из самых эффективных инструментов подготовки молодых работников. Но в реалиях современной экономики наставничество приобретает новые черты.
В настоящее время в системе работы с молодыми рабочими в ПАО «ММК» происходят важные изменения в понимании сути «наставничества», его целей, задач, методов. Принято решение о введении на предприятии должности освобождённого наставника.
– У ММК есть серьёзный опыт и достижения не только в производстве, – отметил исполняющий обязанности директора по персоналу ПАО «ММК» Олег Парфилов. – Главным нашим богатством являются люди, профессионалы высокого класса, обладающие ценным опытом, полученным не за партами, а возле прокатных станов и доменных печей. Это и те, кто работает сейчас, и те, кто находится на заслуженном отдыхе. Для нас важен их внутренний огонь, жизненная мудрость и знания, полученные годами честной и упорной работы, порой в тяжёлых условиях. Просим их поделиться своим опытом с теми, кто только осваивается в профессии, делает первые шаги.
Первая же встреча наставников с кураторами этого направления показала, что люди, готовые стать наставниками для молодёжи – мудрые, внимательные, оптимистичные, и, что особенно важно, щедрые, готовые делиться своими знаниями и опытом с другими. Работники управления кадров надеются, что многие из тех, кто находится на заслуженном отдыхе и скучают по живой работе, захотят вернуться на производство и стать наставниками. Ведь только они, отработавшие на предприятии не один десяток лет, и в тонкостях изучившие любимую профессию, могут привить молодым рабочим интерес к выбранному делу, объяснить, в чём сила коллектива и ценность каждого работника. Они знают, как сделать так, чтобы каждая смена проходила интересно, со смыслом, ощущением важности и значимости выполняемых задач.