Именно в этот день 95 лет назад, 2 марта 1929 года, вышел приказ №1 Управления Магнитостроя за подписью его первого начальника Сергея Зеленцова. Этим приказом первым заместителем и главным инженером Магнитостроя назначен Виталий Гассельблат, а руководство по административно-хозяйственной части было возложено на второго заместителя Луку Хращевского, в ведении которого находились коммерческий, административно-хозяйственный, планово-экономический отделы, отдел труда и бухгалтерия.
Коммерческий отдел на основании заявок определял потребность и обеспечивал снабжение тех или иных видов материально-технических ресурсов для строительства и эксплуатационных нужд. В июне того же года был образован подотдел оборудования при Управлении строительством Магнитогорского завода, задачей которого является прием и размещение заказов на необходимое оборудование для строительства. В августе 1929 года была утверждена структура материально-хозяйственного отдела с подотделами снабжения, транспортного (включая автогараж и конный двор), складского и хозяйственного. При материально-хозяйственном отделе также состояли сторожевая и пожарная охраны.
ММК и Магнитогорск возводились практически на пустом месте, в голой степи, поэтому все необходимое нужно было завозить издалека. Таким образом уже в первые годы своего существования служба снабжения сыграла ключевую роль в обеспечении различными материалами и оборудованием гигантской стройки у подножия Магнитной горы.
Службы снабжения обеспечивали как строительство, так и дальнейшее развитие комбината. В 1972 году обеспечение ММК было централизовано путем создания управления материально-технического снабжения на базе подразделений снабжения, обеспечивающих поставки сырья и топлива, ферросплавов и выполняющих функции регенерации, складов, лесопилки, стекольного участка.
В разные годы коммерческую службу и различные подразделения, обеспечивающие процессы снабжения, возглавляли известные в Магнитогорске и за его пределами люди, отметившиеся как настоящие профессионалы своего дела. В их числе Тимофей Халезин, Анатолий Заболотний, Виктор Кутищев, Николай Лядов, Виталий Бахметьев, ныне депутат Государственной Думы, Сергей Ушаков, ныне заместитель генерального директора ПАО «ММК» по продажам, Сергей Ненашев, ныне директор комбината по стратегии и развитию. В настоящее время коммерческой службой руководит Алексей Кузьмин. Сегодня в состав коммерческой дирекции входят управление подготовки производства, участок внешней приемки, управление операционных закупок и управление категорийных закупок.
Нынешняя эпоха продолжает ставить перед коммерческой службой всё новые задачи по обеспечению устойчивой работы комбината и компаний Группы ММК гарантированными бесперебойными поставками всех видов МТР, начиная от сырья, топлива и материалов, заканчивая средствами индивидуальной защиты. В этом плане показательным является вызов, поставленный перед службами снабжения во время пандемии. С введением ограничительных противопандемийных мер и разрушением логистических цепочек по всему миру снабжение комбината оказалось сильно затруднено. При этом к традиционным задачам коммерческой службы ММК по обеспечению бесперебойности технологических процессов компании добавились программы по предупреждению заболеваний COVID-19 среди работников ММК (которых необходимо было обеспечить масками, санитайзерами и т.п.), а также благотворительной помощи, осуществлявшиеся по решению председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова. В числе реализуемых мер той поддержки - приобретение для медицинских учреждений Магнитогорска аппаратов ИВЛ, прикроватных мониторов, инфузионных систем и другого медицинского оборудования. Для школьников из малообеспеченных семей, вынужденных перейти на дистанционное обучение, а также для молодых педагогов магнитогорских школ были приобретены планшеты и ноутбуки. Для детских домов и интернатов приобретаются бесконтактные термометры, а для дежурных групп детсадов - дезинфицирующие облучатели-рециркуляторы. Определенные категории одиноких пенсионеров и малоимущих жителей города получают продовольственные наборы и комплекты средств индивидуальной защиты. И решение всех этих, во многом непривычных задач, связанных с приобретением и доставкой широчайшей номенклатуры товаров, легло на плечи сотрудников коммерческой дирекции.
Введение в 2022 году против России экономических санкций поставило новый серьезный вызов, на который были брошены силы специалистов профильных служб комбината, – обеспечение ММК различными видами материальных ресурсов, значительная номенклатура которых исторически поставлялась из-за границы. Существенную часть этой номенклатуры, включая даже поставки металлургического оборудования удалось в кратчайшие сроки заместить, приобретая на российском рынке. В числе продукции, которую российские производители разработали и предложили под нужды комбината - валковые подшипники, химические препараты, используемые в прокатном производстве, полимерные краски. Таким образом, по образному выражению генерального директора ПАО «ММК» Павла Шиляева, слово «импортозамещение», воспринимавшееся больше как лозунг или вектор усилий, получило реальное воплощение в жизни.
О масштабе решаемых службами снабжения задач говорят лишь такие цифры: ежегодная потребность ПАО «ММК» в привозном железорудном сырье составляет порядка 15 млн тонн, коксующемся угле – около 7 млн тонн. Природного газа комбинат потребляет ежегодно свыше 4 млрд кубических метров, ежегодно закупаются десятки тысяч тонн ферросплавов и других видов сырья. Таким образом счет различным видам ресурсов, поставленным коммерческой службой ММК за ее 95-летнюю историю, идет на многие миллиарды тонн.
ММК неуклонно совершенствует работу с поставщиками. Процесс «Снабжение» полностью автоматизирован в корпоративной информационной системе ПАО «ММК». С 2007 году на ММК введена в промышленную эксплуатацию собственная электронная торговая площадка, на которой с 2010 года проводятся открытые торги (со свободным доступом контрагентов).
В целом коммерческая дирекция находится в авангарде передовых технических решений в русле сегодняшней цифровой трансформации компании. Именно здесь еще в 2018 году был внедрен первый программный робот на базе инновационной технологии RPA (Robotic Process Automation), разработанный для организации эффективного взаимодействия коммерческой дирекции ПАО «ММК» с поставщиками металлолома. Еще один внедренный чат-бот - цифровой ассистент коммерческой дирекции компании. Инструмент оперативно обрабатывает обращения внутренних заказчиков и внешних поставщиков предприятия и предоставляет сведения о процессе закупок.
Еще один интересный инструмент в рамках реализации стратегии «Индустрия 4.0» внедрен на участке внешней приемки копрового цеха, где реализован проект по использованию квадрокоптеров при приемке поступающего металлического лома. Их применение позволяет специалистам цеха и участка внешней приемки получить документальное подтверждение наличия мусора в металлическом ломе при выгрузке из транспортного средства. Экономический эффект от использования этой новации исчисляется сотнями миллионов рублей.
И подобных примеров цифровой трансформации закупочной деятельности можно привести множество - внедрение системы Process Mining, как инструмента для оптимизации процесса жизненного цикла заявки на обеспечение, визирования договоров и их исполнения; автоматизация процесса создания категорийных стратегий в закупках ПАО «ММК» и т.д.
Достижения в развитии системы снабжения ПАО «ММК» были неоднократно отмечены на федеральном уровне. Так компания не раз занимала лидирующие позиции в Национальном рейтинге прозрачности закупок, а также становилась победителем в различных номинациях профессионального конкурса «Лидер конкурентных закупок». Постоянное совершенствование системы снабжения позволяет ПАО «ММК» снижать себестоимость металлопродукции и, тем самым повышать экономическую эффективность деятельности компании.