ПАО «ММК» и технический университет начинают сотрудничество в области логистики и транспортных систем. В 2023 году была сформирована рабочая группа, в которую вошли руководители управления логистики и научные сотрудники, преподаватели института горного дела и транспорта. Разработана программа на 2023–2024 годы, одним из пунктов которой стала организация встреч руководителей подразделений управления со студентами кафедры логистики и управления на постоянной основе. Первая встреча прошла в МГТУ имени Г. И. Носова 22 февраля, подробный доклад о работе управления логистики ПАО «ММК» представил заместитель начальника управления Михаил Щербинин.
– Работаем с ПАО «ММК» с лета 2023 года. Комбинат – основной многолетний партнёр, хотелось бы, чтобы ребята выбирали его для трудоустройства, а индустриальные партнёры влияли на образовательный процесс, – уточнил заведующий кафедрой логистики и управления транспортными системами Олег Фридрихсон. – В составленной программе много пунктов и по научной части, и по экспертизе, и по другим направлениям.
Он подчеркнул: благодаря сотрудничеству студенты ещё во время учёбы смогут понять, с чем будет связана их профессиональная деятельность. К тому же многие руководители управления – выпускники кафедры, отметившей в прошлом году 55-летний юбилей, этот факт поможет повысить учебную мотивацию студентов.
Несмотря на то, что на специальность «Менеджмент. Логистика и управление транспортными системами» сейчас идёт только коммерческий набор, она очень востребована. Во-первых, на рынке труда профессия логиста – одна из самых актуальных. Плюс к этому студенты в обязательном порядке изучают китайский язык – Поднебесная сейчас занимает место лидирующей экспортной державы на международной арене. Без сомнений, после окончания вуза выпускники без работы не останутся. Торговля – основа экономики. Мало выпустить продукцию – нужно доставить её конечному потребителю, а для производственного процесса наладить поставки сырья и оборудования. Всё это – работа логистов. И если с призванием студенты Института горного дела и транспорта уже определились, сейчас пришло время задуматься о поиске будущего работодателя. Многие планируют связать свой карьерный путь с комбинатом.
– Выбрала направление «Менеджмент. Логистика», потому что это всё, на чём держится наш мир, – все продукты обихода, все маркетплейсы, которые стремительно набирают обороты, – это всё нужно и важно, – объяснила студентка третьего курса Института горного дела и транспорта Ольга Панченко. – Учитывая непростую обстановку в нынешнее время в плане логистики, хотелось бы быть профессионалом своего дела.
Её сокурсник Владислав Какунин добавил: интересно узнать из первых уст о том, как осуществляются логистические процессы:
– Хочу увидеть, как это всё происходит на самом деле, потому что теория это одно, а узнать на практике от человека, который этим занимается, как это происходит сейчас, – очень интересно и очень важно. Хотелось бы в дальнейшем работать на градообразующем предприятии.
Студентам на встрече рассказали обо всех входящих и исходящих потоках на металлургический гигант – это колоссальный объём работы, который выполняет управление логистики. Но в первую очередь Михаил Щербинин отметил: он сам в 1989 году окончил кафедру логистики и управления транспортными системами (в те годы – кафедру промышленного транспорта), а свою работу на комбинате начинал с составителя поездов – чтобы понять нюансы транспортной работы, нужно сначала всё «потрогать руками», представить её масштаб. В основной части доклада Михаил Дмитриевич затронул все сферы деятельности управления логистики: от того, как ПАО «ММК» встроен в мировую систему металлургии, до тонкостей международных отношений и всех видов грузоперевозок.
В задачи управления логистики входят не только планирование, разработка и организация железнодорожных, морских и автомобильных перевозок, но и контроль за отгрузкой и продвижением грузов, переработка и складирование в морских портах, мониторинг, анализ и прогноз фрахтовых ставок по основным направлениям перевозки металлопроката. А также сбор и систематизация информации об участниках рынка грузоперевозок: портах, судовладельцах, экспедиторах, агентах и брокерах, оптимизация транспортных схем, чтобы перевозки осуществлялись быстро, экономически эффективно и без потери качества продукции.
Поговорили об экспорте готовой продукции. Мировое производство стали – 1,9 миллиарда тонн, причём основным экспортёром на международный рынок в последние годы стал Китай: буквально за несколько лет он из крупного импортёра превратился в ведущего экспортёра. Ещё в 2021 году поставки стали в Поднебесную из России составляли порядка 200 тысяч тонн. Доля российского экспорта сократилась до четырёх процентов.
– Сегодня экспорт ПАО «ММК» составляет порядка одного процента, – отметил Михаил Щербинин. – Комбинату выгоднее продавать на внутреннем рынке, обеспечивая металлом регионы.
В настоящее время основные поставки комбината идут на внутрироссийский рынок. Основной способ – железнодорожные перевозки. После распада СССР и преобразований в РЖД появились частные грузовые компании, выросло число вагонов, появилась возможность заключать сервисные контракты. Однако профицит вагонов при дефиците исправных локомотивов вызвал новые проблемы в железнодорожных грузоперевозках, которые необходимо учитывать при составлении маршрутов. Подробно Михаил Дмитриевич рассказал студентам о портовых перевозках, основных транспортных коридорах, контейнерных и автомобильных перевозках, существующих тарифах и разработке удобных контейнеров, позволяющих перевозить прокат без повреждений.
– Сегодня много предложений на рынке труда, и много направлений, где можно самореализовываться, – отметил Михаил Щербнин. – Студенты уже выбрали одну из самых востребованных профессий. Сейчас они выбирают будущего работодателя. Конечно, нужно привлекать студентов, специалистов со свежим взглядом, желанием расти, показывать им не только, что трубы за рекой дымят, а что внутри происходит. Важно живое общение науки и производства.
Добавим, график встреч в МГТУ уже составлен – они будут проходить ежемесячно, руководители служб расскажут студентам о специфике своих подразделений, учащиеся, в свою очередь, смогут задать интересующие их практические вопросы. Помимо встреч со специалистами студентам организуют экскурсии на комбинат в управление логистики и производственные цехи ПАО «ММК».