В Челябинской области стартовал четвёртый поток Всероссийской образовательной программы по промышленному туризму, организованной АНО «Агентство стратегических инициатив». И в ней принимает активное участие междисциплинарная команда региона по развитию промтуризма.
Важной частью программы стало посещение центра компетенций по развитию промышленного туризма АСИ в Магнитогорске. Здесь участникам представилась возможность изучить лучшие практики по профессиональному ориентированию и внедрению экскурсий на производственных площадках разного типа – в ПАО «ММК» и ООО «Ситно».
Для этого был разработан маршрут «Первые в Магнитке», который включает ещё и экскурсию по городу. С неё и начали, показали участникам тура красоту архитектуры Ленинского района, рассказали историю отдельных домов. Показали Привокзальную площадь с «Первым паровозом», с прибытия которого на строительную площадку будущего металлургического гиганта ведёт свой отсчёт история Магнитогорска, и памятником рабочему. Подробней экскурсовод остановилась на памятниках «Первая палатка», «Броневое бюро», монументе «Тыл-фронту».
– Команду, которая сегодня у нас в гостях, сформировало Агентство стратегических инициатив, – напомнила руководитель центра компетенций по развитию промышленного туризма в ПАО «ММК» Мария Пушкарская. – Программа работает четвёртый год, предприятия со всей страны заявляются на участие в ней, чтобы открыть двери своих производств для туристов. Учатся экскурсоводы, руководители предприятий, специалисты администраций городов. И они приезжают в наш центр компетенций для обмена опытом, чтобы научиться, как формировать экскурсию, как сделать её безопасной. Но это не просто познавательные встречи. Потом участники возвращаются домой и в течение трёх месяцев строят на своём предприятии маршрут с нуля, расписав всё подробно в технологической карте, подготовив контрольные тексты. А затем приглашают к себе экспертов, чтобы они прошли по маршрутам и дали им оценку, а также заключение – можно ли запускать тур в работу или ещё что-то доделать, например, в области безопасности. По окончании программы «Открытая промышленность» участники получают удостоверения.
Вторая группа туристов – представители центра проектного развития из Челябинска, которые изучают опыт городов для продвижения региона с точки зрения туризма. Маршрут у них тот же, но дополнительно они ещё побывали в Притяжении.
Лидия и Наталья Юшковы и Ольга Кузьмина из Миасса представляют предприятие АО «Папилон», которое занимается проектированием и разработкой программно-технических комплексов по биометрической идентификации.
– Интересно посмотреть, как выстаивает промышленные маршруты Магнитогорский комбинат, – объяснила начальник службы управления качеством АО «Папилон» Лидия Юшкова. – Понимать, какая от этого может быть польза, как это организовано. Мы проводим экскурсии для школьников в рамках профориентации. Наши комплексы в составе имеют универсальное, специальное оборудование, программное обеспечение, производим сканеры для МВД, ФСБ по госзаказам, баллистические сканеры – это современные технологии, которые интересны старшеклассникам, как перспективные направления будущего. Насколько можно расширить аудиторию, тоже нужно продумать. Бывают у нас студенты, контрагенты. И мы понимаем, что для разной аудитории нужны разные подходы, использование терминологии, интерактива. На ММК есть экскурсии для детей, представителей других предприятий, маломобильных групп населения, поэтому опыт Магнитогорска нам важен.
Слушатели четвёртого потока Всероссийской образовательной программы по промышленному туризму побывали в ПАО «ММК» по маршруту «Укрощение огня». Листопрокатный цех № 11 – производственный комплекс стана «2000» холодной прокатки, не имеющий аналогов в нашей стране, показательный пример современной организации прокатного производства с внедрёнными наилучшими доступными технологиями. Участники экскурсии увидели, как производится металлопродукция для различных автомобилей, из чего делают корпуса бытовой техники. И, конечно, оценили особенности и новые возможности современного производства.
– Впечатляет масштаб, слаженность работы всех служб: погрузки, контролёров, – поделился представитель фабрики «Чаокофе» Владимир Биев. – И, конечно, не оставляет равнодушным объём выпускаемой продукции, приготовленной на отправку. Нет сомнения, что это востребовано, и не только у нас в стране. К осознанию всего этого подмешивается масса положительных эмоций от увиденного.
А затем участники встречи отправились в крупнейший в России доменный цех. От его бесперебойной работы зависит всё производство комбината. Экскурсанты побывали на шестой доменной печи, которая была построена в период Великой Отечественной войны всего за восемь месяцев, а первый чугун выдала в декабре 1943 года. Сегодня технологии изменились, но выпуск готовой продукции по-прежнему производит особый эффект на гостей.
Напомним, что ПАО «ММК» считается лидером в области промышленного туризма России, в том числе по количеству туристических посещений. За шесть лет на предприятии побывали более 50 тысяч экскурсантов, треть из них – дети. Разработано восемь экскурсионных маршрутов, которые пользуются большой популярностью у магнитогорцев и гостей города.