Участником встречи стал директор по персоналу ПАО «ММК» Олег Парфилов. Темы обсуждения – более чем актуальные. Эксперты рынка труда давно говорят о демографической яме, дефиците кадров и высокой конкуренции предприятий за молодёжь. Причём, в ближайшие годы потребность в молодых специалистах будет только расти. Поэтому важно понимать, какая она, эта молодёжь, чего хочет и как с ней работать? Как меняется портрет молодого соискателя? С какими жизненными приоритетами, целями, ожиданиями от карьеры он приходит на производство?
Культурный код Магнитки исторически связан с людьми дела и героическим трудом. В советские времена город и комбинат жили по принципу «Вытянись в нитку – не подведи Магнитку». В 90-е годы главной была стабильность, которую давал комбинат. Сейчас молодёжь смотрит на мир более амбициозно, ей важно, чтобы работа была не только высокооплачиваемой, но и интересной, с перспективой самореализации и профессионального роста.
Ближайшие десятилетия трудовой потенциал страны будет обеспечивать поколение Z. «Зумеры» ищут работу, которая будет приносить удовольствие. Они готовы пробовать себя в разных сферах и компаниях, прежде чем задумаются о построении карьеры. Чтобы привлечь и удержать «зумеров», работодателям нужно менять тон коммуникации, изучать профессиональные потребности молодёжи, говорить с ней на одном языке. ММК работает в этом направлении, подчеркнул Олег Парфилов, но без помощи молодых специалистов, которые уже успешно трудятся на ММК и в её дочерних компаниях, не обойтись.
– Мы собрались, чтобы пообщаться в неформальной обстановке, без галстуков, – отметил Олег Валентинович. – Хотел бы поделиться тем, как сегодня живёт ММК, рассказать, что мы делаем, чтобы вовлечь молодёжь в работу, связанную с персоналом. Важно услышать ваши советы и предложения. Например, как улучшить систему наставничества, усилить мотивацию молодых специалистов, наладить сотрудничество с учебными заведениями.
Проблему нехватки кадров, и молодых в том числе, испытывают все отрасли промышленности, отметил Олег Парфилов.
Поэтому предприятия разрабатывают и внедряют программы по привлечению и удержанию персонала. ММК проводит большую работу, чтобы повысить свою привлекательность как работодателя: развивает корпоративную культуру, усиливает меры социальной поддержки, создаёт комфортные условия для работы, обучения, профессионального и творческого развития, занятия спортом, отдыха.
– Будем продолжать эту работу, разрабатывать новые программы, мотивирующие молодых сотрудников на построение устойчивой карьеры на ММК, – подчеркнул Олег Парфилов. – Хотим наладить постоянную обратную связь с молодёжью и создать дискуссионную площадку для обсуждения актуальных вопросов. Разговор на равных позволит лучше понять жизненные установки молодых соискателей и сделать соответствующие выводы. У молодых сотрудников есть потребность, участвовать в принятии решений, которые будут реализованы на предприятии, и мы обязаны это учесть.
Работодатели всё активнее вкладываются в молодёжь и комплексно подходят к работе с данной аудиторией. ММК в этом вопросе не исключение. Взаимодействие с потенциальными соискателями начинается едва ли не со школьной скамьи: встречи с представителями ММК, экскурсии на производство и в музеи, знакомство с основными профессиями, востребованными на комбинате, позволяют молодёжи лучше понять значение металлургической отрасли и получить представление о том, как построить карьеру на предприятии. Регулярные опросы студентов колледжей и вузов Магнитогорска позволяют выяснить их представления о карьере, ожидания от рабочего места, а опросы действующих работников ММК – оценить текущую ситуацию.
Важной составляющей устойчивой корпоративной культуры является культура благодарности, которая позволяет создать положительную атмосферу на предприятии, повысить значимость сотрудников, подчеркнуть важность их труда, укрепить связи в коллективе. Производственным успехам бригад и цехов на ММК всегда уделялось должное внимание, но, несмотря на то, что металл – продукт коллективного труда, в последнее время всё больше внимания сфокусировано на конкретных героях трудового фронта, отметил Олег Валентинович.
Отлично показали себя система наставничества, введение в штат освобождённых инструкторов, оплачиваемая практика. С 2022 по 2024 год число практикантов на ММК выросло с 279 до 1144 человек. Кроме того,
совместно с Управлением образования города и МГТУ им. Г.И. Носова комбинат разработал и реализует профориентационные программы для детей, начиная со старших групп детских садов.
– Поддерживаем образовательные центры технического творчества, разрабатывает для ребят кейсы по решению инженерных задач ММК, проводим анкетирование, как внутреннее, начиная с генерального директора, так и внешнее, анкетируем жителей города, чтобы выявить точки роста, – отметил Олег Парфилов, подводя итоги встречи. – Главное направление роста ММК – повышение ценности человека. Рассматриваем возможность проведения неформальных совместных мероприятий с молодёжью, например, сплав по реке с участием студентов, которые могли бы показать, что ММК – это больше чем просто работа.