День железнодорожника, ежегодно отмечаемый в первое воскресенье августа, – праздник, имеющий немаловажное значение для Магнитогорского металлургического комбината. И это не случайно, поскольку именно железнодорожный транспорт обеспечивает 99 процентов перевозок грузов на градообразующее предприятие Магнитки и внутри самой промплощадки.
Роль ЖДТ в жизни комбината невозможно переоценить. Протяжённость железнодорожных линий ММК составляет 850 километров, а вес перевозимых за год грузов достигает 130 миллионов тонн. Цифра невероятная, однако вполне реальная.
В 2022 году с промышленной площадки комбината было вывезено около десяти миллионов тонн готовой продукции. Ежемесячно отправляется 50–60 тысяч тонн гранулированного шлака, немногим меньше шлакового щебня, 20–25 тысяч тонн наливных грузов. Каждый месяц ММК принимает по железной дороге миллион двести тысяч тонн железорудного сырья, 550 тысяч тонн коксующихся углей, 200–250 тысяч тонн металлолома. Это без учёта оборудования, ферросплавов и всевозможной специфической номенклатуры грузов, которая участвует в технологическом процессе доменного, прокатного и сталеплавильного производств.
Масштабный железнодорожный комплекс комбината сегодня – это более 40 железнодорожных станций, около 250 локомотивов и четырёх тысяч вагонов. Внутренние железнодорожные перевозки на ММК обеспечивают сразу несколько подразделений управления логистики: цеха – эксплуатации, локомотивный, железнодорожного транспорта, грузовая служба.
20 ноября 2022 года железнодорожный транспорт ММК отметил 90-летний юбилей, и за эти годы было перевезено свыше девяти с половиной миллиардов тонн грузов.
Одним из важнейших подразделений ЖДТ комбината является локомотивный цех. Главная его задача – обеспечение перевозочного процесса локомотивной тягой, и с ней цех справляется на сто процентов.
– 2021 год был рекордным по объёмам перевозок. А вот минувший, ввиду сложной экономической и политической ситуации, выдался довольно нестабильным. Спады по отгрузке товарной металлопродукции сменялись подъёмами и наоборот, – рассказывает начальник локомотивного цеха Эдуард Ишмуратов. – Однако в этом году процесс идёт гораздо ровнее. Загрузка есть, и ежесменно на путях комбината работают 142–145 локомотивов. В связи с праздником коллективу хочу пожелать здоровья, семейного тепла, достатка и успехов в работе!
По словам Эдуарда Батыровича, штатная численность цеха составляет 838 человек, из них до 650 – машинисты. Часть коллектива работает на электровозах, часть на тепловозах, однако есть и специалисты-универсалы, знакомые с обоими видами локомотивов.
Средний возраст работников цеха такой же, как и в целом по комбинату – около 43 лет. При этом приходит много молодёжи.
– В политехническом колледже, который и готовит для нас специалистов, отмечают, что профессия машиниста локомотива одна из самых востребованных, – продолжает Эдуард Ишмуратов.
После окончания колледжа ребят ждут три года работы в качестве помощника машиниста, затем необходимые экзамены в Ространснадзоре. Сдав их, молодые работники получают возможность управлять локомотивом самостоятельно.
Трудовые династии – особая гордость каждого цеха ММК, и локомотивный не стал исключением.
Машинист электровоза Александр Белоусов выбрал стезю железнодорожника благодаря деду – Юрию Артемьевичу Коробкову, который долгие годы посвятил работе на тепловозе.
– Именно дедушка посоветовал связать жизнь с железной дорогой, и после школы я поступил в политехнический колледж на машиниста, – вспоминает Александр. – Отучился, отслужил в армии, а затем устроился в локомотивный цех.
Первым его наставником был Дмитрий Бычков. Александр внимательно наблюдал за каждым действием опытного помощника машиниста, слушал советы, вникал в десятки нюансов и постоянно мотал на ус. С ним Белоусов прошёл настоящий курс молодого бойца и получил все знания, необходимые для этой профессии. Спустя месяц стажировка закончилась, и Александр сам стал помощником машиниста.
– Вообще, работать в локомотивном цехе – это постоянно быть студентом, – отмечает Александр. – Труд очень ответственный, и каждый год мы сдаём множество экзаменов: по электробезопасности, правилам технической эксплуатации, охране труда. Также есть ежегодный экзамен в соответствии с Технико-распределительным актом на станции «Магнитогорск-Грузовой». Плюс сейчас проводится очень серьёзный экзамен по проверке знаний на права машиниста нового образца. Железная дорога – сложнейший механизм, обеспечивающий жизнедеятельность всего комбината. Здесь множество нюансов по правильной и безопасной работе. Кроме того, в цепочке ЖДТ очень много людей – от путейцев до поездного диспетчера, и везде должно быть стопроцентное взаимопонимание.
Первые три года Александр Белоусов, как и положено, был помощником машиниста. А в 2019 году стал полноправным «рулевым» электровоза и освоил все типы локомотивов: маневровые, вывозные, электровозную спарку… Вдобавок сейчас он и сам обучает новобранцев локомотивного цеха, а также время от времени замещает машиниста-инструктора.
При всём при этом Александр успевает учиться в МГТУ, специализируясь в эксплуатации железных дорог и изучая английский. Сейчас он на пятом курсе, через два года планирует получить диплом и стать первоклассным специалистом, перед которым будет открыто множество дверей.
– Комбинат вообще и локомотивный цех в частности дают не только достаток и стабильность, но и пути для дальнейшего развития, – уверен Александр Белоусов. – Когда только устраивался на промплощадку, думал, что просто буду выполнять необходимые обязанности. Но уже в самом цехе, вникая в работу, общаясь с коллективом, стал раскрываться. Узнал о профсоюзном комитете, Союзе молодых металлургов, деятельности комбината и о том, как он устроен изнутри.
Ещё он прекрасно помнит слова своего первого машиниста-инструктора Алексея Александровича Белова о том, что перспективы есть всегда. Главное – желание трудиться и достигать успеха.