Знакомьтесь: Валерий Клименко, инженер-электроник цеха подвижного состава ООО «Ремпуть». В восьмидесятых окончил Московский открытый университет по специальности «инженер-электроник ЭВМ», работал в вычислительном центре ММК, с 2008 года – в Ремпути. Профсоюзный «стаж» – 38 лет.
На работе Валерий Клименко ремонтирует, настраивает, модернизирует электронное оборудование промышленных электровозов, а дома корпит над моделями планёров, дронов и самолётов.
– Это увлечение у меня с третьего класса, – начинает рассказ Валерий Геннадьевич. – Записался в авиамодельный кружок и стал создавать стендовые модели самолётов. Одно время увлекался музыкой, играл на электрогитаре, ударных, благодаря чему армейскую службу проходил в военном оркестре, но техническое творчество победило.
Коллекция стендовых моделей Валерия Клименко насчитывает 140 экспонатов. Свой «музей» Валерий Геннадьевич разместил прямо в квартире – в стеклянных витринах во всю стену выставлены уменьшенные копии советских самолётов разных лет. От стендовых моделей со временем перешёл к радиоуправляемым. А начиналось всё так. Однажды инженера Клименко с товарищем попросили помочь с восстановлением планёров, базировавшихся на старом левобережном аэродроме. Не зря говорят, что планеризм – колыбель, из которой выходят будущие пилоты, ну или как в нашем случае – талантливые авиамоделисты.
– Восстановили, полетали, попрыгали с парашютом и влюбились в небо и в эти безмоторные летательные аппараты, в их способность свободно парить в воздухе, – Валерий Геннадьевич улыбается при этих воспоминаниях. – Тогда же на аэродроме увидел, как ребята «летают» на радиоуправляемых моделях, и решил попробовать себя в этом деле.
Так в коллекции Валерия Клименко появились радиоуправляемые планёры. Размах крыла самого большого летательного аппарата, созданного Валерием Геннадьевичем,– три метра. Из-за внушительных габаритов их сложно разместить даже в просторной «трёшке», так что эта часть экспонатов сейчас «представлена» в гараже, а некоторые – поменьше – «катаются» в машине. «Там штук шесть, не больше», – смущённо поясняет их создатель.
В качестве основного материала для постройки планёров используется бальза – лёгкая и мягкая древесина. Все комплектующие можно заказать через Интернет, так что нет необходимости мастерить изделие из подручных материалов. На сборку модели в среднем уходит месяца два. Цехом служит всё тот же гараж.
– Каждая модель имеет свой характер, – отмечает Клименко. – Есть скоростные, но я люблю просто парение. Получаю удовольствие и от созерцания полётов, и от управления планёрами. Не так давно освоил изготовление FPV-моделей типа дронов.
Эти беспилотные летательные аппараты позволяют пилоту наблюдать за полётом, поясняет Валерий Геннадьевич. Благодаря интересной технологии, камере и очкам можно ощутить состояние полёта, словно находишься внутри аппарата. Но это направление инженера Клименко не увлекло: управление дронами требует сноровки, а возраст уже не тот, объясняет он, реакции не хватает.
Любимым хобби Валерий Клименко занимается в свободное от работы время, хотя и на производстве интересных задач хватает: локомотивы становятся сложнее, умнее, и чтобы соответствовать новой технике, инженерам-электроникам приходится постоянного повышать уровень своих компетенций. Электроника электровозов НПМ 2 порой заставляет попотеть даже опытных специалистов, признаётся Валерий Геннадьевич. Так что вся жизнь – сплошное техническое творчество.
– Авиамоделирование формирует особый тип мышления – технический, – уверен Клименко. – Жаль, что в городе почти не осталось кружков для развития технического творчества, дети всё время сидят в телефонах и компьютерах. Современное авимоделирование не так развито, как прежде, когда им увлекались и взрослые и дети, хотя стало увлекательнее и доступнее благодаря развитию технологий и появлению новых материалов.