Ещё не так давно на месте новой воздухоразделительной установки стояли складские помещения. В 2023 году специалисты управления капитального строительства комбината снесли старые строения, подготовили площадку и фундаменты для будущего комплекса сооружений. В 2024-м начались строительные работы. Кроме основного технологического и компрессорного оборудования комплекс ВРУ имеет систему хранения и газификации жидких продуктов разделения воздуха, собственную градирню, насосную станцию и электроподстанцию.
С самого начала в проекте ВРУ были обозначены не только высокие технические, но и не менее высокие эстетические требования. В результате чего часть сооружений, входящих в комплекс, выступила в роли арт-объектов, а суровый металлургический гигант стал выглядеть более дружелюбно.
В последние годы многие промышленные предприятия меняют облик промплощадки и создают красивые и современные пространства, в которых интересно работать. Причём пром-арт в таких случаях – не просто рисунок на стене, а настоящее искусство, направленное на решение не только эстетических, но и социальных, корпоративных и стратегических задач предприятия. Производственные объекты, выступающие в роли гигантских холстов для художественной росписи, превращаются в арт-объекты, которые находятся на стыке искусства и промышленных технологий.
Силу пром-арта оценил на себе и Магнитогорский металлургический комбинат. В 2021 году на площади возле памятника «Танк Т-10» появился граффити-коллаж из фотографий военных лет, спустя полгода – одно из зданий на территории ПТЛ украсило граффити-посвящение легендарным станам «2350» и «4500». Новые муралы на объектах комплекса воздухоразделительной установки подтвердили: промышленный арт выбирают смелые компании, которые идут в ногу со временем. Вся эта красота – дело рук специалистов компании «Арт-масштаб», которая специализируется на художественной росписи промышленных объектов.
По технологии объекты комплекса ВРУ, связанные с теплоизоляцией, должны быть окрашены в белый цвет для хорошего светоотражения. Несмотря на это, руководство комбината одобрило идею расписать их муралами, а чтобы снизить теплопотери, в технологический режим внесли соответствующие корректировки. Красота, как известно, требует жертв, особенно красота промышленная.
– Объект непростой, – констатирует производитель работ компании «Арт-масштаб» Андрей Евдокимов. В его рассказе о создании гигантских картин на башне разделения воздуха и перлитохранилище нет ни слова о творческой составляющей, но такова специфика работы художников в условиях действующего производства – сначала о технике безопасности, а потом уже о прекрасном. – Воздухоразделительная установка – это различные газовые среды, поэтому художникам приходится работать с газоанализаторами, а когда они срабатывают, спускаться вниз. Бывает, что по несколько раз за смену. Потом они снова поднимаются на высоту и продолжают творить. Забегая вперёд, отмечу, что мы встретили мощную поддержку от руководства цеха и подрядчиков, поэтому каких-то особых сложностей в работе не было.
Перед нанесением росписи художники оценили состояние объектов и условия среды. Это необходимо, чтобы роспись служила долго, не менее десяти лет.
Свиппинг, матирование, обезжиривание, обеспыливание, гидроструйная обработка, нанесение грунтовки, эмали – перечисляет Андрей Евдокимов этапы подготовки огромных металлических «холстов», выполненные командой питерских художников. Работали они ежедневно с восьми до шестнадцати часов, с небольшими перерывами на обед и…дождь. Прежде чем приступить к созданию картины, специальными приборами проверяли скорость ветра, влажность и температуру воздуха, конструкций, а также температуру рядом с ними. И только после этого брались за баллоны с эмалью. Все материалы для росписи подбирали с учётом типа поверхности, климата, солнечного освещения, температуры и влажности, агрессивности среды.
– В ночное время с помощью специального мощного проекционного оборудования художники наносили разметку контуров будущей картины на фасад сооружения, а днём приступали к его раскраске, – раскрывает технологию росписи огромных башен Андрей Евдокимов. – Полученное изображение отправляли в головную контору в Питер, где коллеги-художники вносили свои замечания и коррективы. На погодные условия ребята не жаловались. У них такая география работ, включая Норильск, Ямал, что нашим климатом их не напугать, как, впрочем, высотой и размерами объектов, которые они расписывали.
Работники кислородного цеха с интересом следили за работой питерских мастеров. Здание перлитохранилища с изображением гигантской золотой рыбки они сразу окрестили «аквариумом».
Арт-пром позволяет предприятию не только привнести немного красоты в производственный пейзаж, но и заявить о своей гражданской, общественной, экологической, культурной позиции, напомнить о возможности гармоничного сосуществования человека, промышленности и природы.
– Приятно приходить на рабочее место, – отмечает руководитель проекта строительства ВРУ Михаил Шульга. – Такая красота вокруг. Скоро здесь будет проведено благоустройство, появятся деревья, газоны, асфальт. Беседки и места для курения у нас запрещены по соображениям безопасности. Мы уже сейчас проводим с людьми профилактические беседы, объясняем, призываем к здоровому образу жизни.