Полноприводный автомобиль грузоподъёмностью десять тонн, полагаясь на датчики, камеры и радары, будет осваивать логистику перевозки грузов со складов управления подготовки производства до строительной площадки коксовой батареи № 12.
То, что это беспилотник, видно издалека – по комплексу оборудования, установленному на крыше кабины, бампере и лобовом стекле, и по пустующему водительскому месту. Оснащённый системой автономного управления грузовой «КАМАЗ-43118» проходит испытания на технологической трассе, отрабатывая способы перевозки огнеупоров со складов УПП до строительной площадки коксовой батареи № 12. При движении беспилотник руководствуется данными навигационной системы и заложенными в программу инструкциями. Однако на время испытаний все действия автомобиля-робота контролирует водитель, занимающий пассажирское место. Движущийся грузовик без водителя, но с пассажиром выглядит, мягко говоря, непривычно. Но специалисты научно-технического центра Камского автозавода и руководство ММК считают, что использование беспилотников может стать первым шагом к роботизации промышленной техники.
– Проводим очередной этап испытания беспилотного транспорта в условиях ММК, – поясняет происходящее директор ООО «АТУ» Виктор Шишкин. – В прошлом году современные решения в логистике демонстрировали поставщик транспортных услуг компания ООО «ТРАФТ» и производитель беспилотной платформы «ЭВОКАРГО». В этом – тестовые испытания на промплощадке проходит грузовик производства ПАО «КАМАЗ», который перевозит огнеупоры на строительство коксовой батареи № 12. Проверяем способность беспилотника работать в зимних условиях. В будущем это позволит создавать более качественную стратегию и выбирать транспорт не только под уже существующие процессы, но и с учётом новых технологий.
Грузовик спроектирован как беспилотное транспортное средство для работы в челночном режиме. Использование такой техники позволит перевозить грузы без участия водителей либо будет способствовать увеличению рабочего времени за счёт помощи водителю, так как автомобиль может работать в двух режимах – беспилотном и традиционном.
– Беспилотники смогут заменить водителей во время выполнения рутинных процессов или ночных смен, – отмечает Виктор Шишкин. – Кроме того, они позволят решить проблему нехватки кадров. Думаю, что по мере дальнейшего развития производственных процессов использование таких транспортных средств на определённых участках станет обязательным.
Участники испытаний с интересом наблюдают, как многотонный «КАМАЗ» начинает движение – с разрешённой на территории ММК скоростью. Автомобиль оборудован не только системой ограничения скорости, но и адаптивным круиз-контролем. Всё это помогает беспилотнику считывать информацию с дорожных знаков и проезжать перекрёстки. Доехав до железнодорожного переезда, «умный» автомобиль распознаёт запрещающий сигнал светофора, останавливается и терпеливо пережидает, когда проедет гружёный состав.
– Представители ММК обратились к нам с предложением провести испытания беспилотного грузовика на территории комбината, решив, таким образом, оценить возможность применения беспилотных технологий на промышленной площадке, – рассказывает главный специалист службы инновационных автомобилей научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» Динас Талипов – Автомобиль оснащён системой навигации, которая отличается высокой точностью – погрешность не превышает десяти сантиметров. Лидарное зрение позволяет строить 3D-карту местности и прокладывать маршрут, техническое зрение – видеокамеры, лидары, радары. Все данные с датчиков поступают в мозг машины – компьютер, где будет происходить анализ входящей информации о параметрах движения.
«КАМАЗ-43118» – самый популярный грузовик в линейке Камского автозавода. Выпускается он с 1996 года и за минувшие десятилетия пережил несколько модификаций. В 2017 году «КАМАЗ-43118» занял лидирующую позицию среди реализуемой спецтехники в РФ. Три года назад специалисты КАМАЗа занялись разработкой беспилотной версии грузовика.
– Это серийная модель, которую мы переделали, установив необходимое оборудование, чтобы автомобиль мог работать не только в обычном, но и в беспилотном режиме, – поясняет Динас Талипов. – Беспилотник может эксплуатироваться в любое время суток, в любых погодных условиях. Например, во время гололёда в программе предусмотрен специальный алгоритм действий.
Главное преимущество беспилотных транспортных средств перед традиционными аналогами – неограниченная работоспособность. Машина, оснащённая системой автономного управления, не устаёт и не ошибаётся даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур и плохой видимости. Такой грузовик не нуждается в присутствии человека – за их движениями будет удалённо следить оператор. На кабине установлена антенна, которая позволяет поддерживать постоянную связь с диспетчером, а также может использоваться для координации с другими беспилотными автомобилями.
– Оператор может находиться в диспетчерском пункте, – рассказывает представитель КАМАЗа. – Он может вмешиваться в управление машины, взять его на себя или, наоборот, передать роботу. Один оператор может управлять несколькими автомобилями.
– Испытания беспилотников – это стратегический шаг, – уточняет Виктор Шишкин. – Мы прорабатываем возможные перспективы, смотрим, какие технологии и бизнес-процессы необходимо переформатировать, перевести их в «цифру», чтобы соответствовать уровню развития ММК.
На этом испытание беспилотных технологий не заканчивается, отмечает Виктор Шишкин. В перспективе – тестирование автомобилей завода «Урал», оснащённых автономной системой управления, на производственной площадке предприятия «ММК-МЕТИЗ». Внедрение передовых решений в логистике является частью цифровой стратегии развития ММК. Использование беспилотного транспорта позволит повысить эффективность процесса перевозок.