Система работы в формате 8D представляет собой инструмент-методологию, позволяющую развивать качество на основе анализа причин образования дефектов, выявленных в ходе взаимодействия непосредственно с потребителем металлопроката. При составлении отчёта по форме 8D при возникновении претензии по качеству команда специалистов последовательно выполняет восемь установленных шагов.
Система включает в себя единый командный подход к формированию и внедрению сдерживающих и корректирующих действий, позволяющий более детально прорабатывать причины образования дефектов металлопроката для самых требовательных потребителей, прежде всего, компаний автомобильной промышленности.
Формирование отчётов по методике 8D, впервые внедрённое в компании Ford, – одно из важных требований предприятий автопрома. Поэтому Магнитогорский металлургический комбинат, являющийся поставщиком №1 в России для данной отрасли, взял на вооружение этот подход в своей деятельности. При этом, по словам Николая Гладких, главного специалиста ПАО «ММК» по системам управления качеством, данная система не ограничивается рамками автопрома и позволяет решать задачи повышения качества металлопродукции, поставляемой в другие отрасли – трубную, машиностроение и так далее.
Поощрение лучших специалистов и руководителей по результатам работы в формате 8D стало в ПАО «ММК» традицией. Победителям в различных номинациях, как индивидуальных, так и командных, торжественно вручаются дипломы. Как отметил Николай Николаевич, награждённые – лишь сотая часть тех, кто участвует в процессе. Работу по повышению качества обеспечивает множество людей – мастеров, технологов в цехах, и благодаря их вовлечённости, неформальному подходу и заинтересованности в конечном результате комбинат сегодня сумел занять лидирующие позиции на рынке поставок металлопродукции для автопрома, обеспечивая по-настоящему мировой уровень качества.
Сегодня специалисты ММК могут выполнять задачи самой высокой сложности, за которые порой не рискуют браться другие компании.
Не случайно, в прошлом году автомобильный альянс Renault–Nissan (в который входит, кстати, и АВТОВАЗ) наградил ПАО «ММК» в качестве лучшего поставщика – первый подобный случай в практике альянса, когда награду получили металлурги.
За счёт чего достигаются эти успехи, рассказал один из награждённых, победитель в номинации «Наибольшее количество полностью отработанных отчётов (до шага D8)», заместитель начальника листопрокатного цеха № 11 по технологии Павел Качурин. По его словам, сейчас на комбинате имеется много проектов, направленных на улучшение качества, в частности в ЛПЦ-11 их порядка тридцати. Много внимания уделяется созданию системы прослеживаемости потока металла, полностью всей технологии и параметров от сталеплавильного передела до горячекатаного производства и выпуска холоднокатаного листа. «Если я раньше мог отслеживать все параметры только внутри ЛПЦ-11, то теперь, в случае получения претензии, я могу отследить и горячекатаный передел, и параметры плавки в ККЦ, что на этой плавке было не так, какие были замечания», – рассказывает Павел Качурин.
Также, по его словам, большую роль играет и комплекс оборудования ЛПЦ-11, который является самым современным на комбинате. Основное предназначение комплекса – производство высококачественного холоднокатаного и оцинкованного проката для внешних и внутренних деталей автомобилей, а также для производителей бытовой техники и строительной отрасли. Агрегаты, созданные по последнему слову техники, позволяют выпускать автолист по западным стандартам, в частности по стандарту ASES (единая система оценки поставщиков альянса Renault–Nissan–Mitsubishi). «Мы побывали на многих предприятиях и должны признать, что у нас очень высокое качество. Сейчас идёт усиленная отгрузка металла группы «С» – это повышенное качество отделки поверхности, металл, который идёт на лицевые детали автомобилей. Такие заказы многие металлурги отказываются брать, потому что это всегда повышенная отсортировка», – сообщил замначальника ЛПЦ-11 по технологии.
Один из разработчиков системы 8D на комбинате и, наверное, один из главных её бенефициаров – ведущий специалист офиса технической поддержки Андрей Хохлов. Офис техподдержки первый сталкивается с поступающими претензиями по качеству, поэтому, как никто другой, заинтересован в решении проблемных мест на этом направлении. По словам Андрея Хохлова, система 8D хороша тем, что дала возможность сделать скачок вперёд в понимании процесса и лучших подходов к решению задач. «Она научила людей более системно смотреть на вопрос. В первую очередь они начали лучше понимать, что требуется клиенту. То есть мы со стороны нашего офиса всегда старались приблизить производство к клиенту и клиентов к производству. Для того, чтобы люди разговаривали на одном языке. Грубо говоря, наша работа – это работа переводчиков. С помощью системы мы эволюционируем, как эволюционирует и сама система. Мы движемся вперёд и решаем глобальные задачи уже даже не с дефектами продукции, а с проблемами, которые возникают у клиента в его бизнес-процессах», – отмечает Андрей Владимирович.
И хотя причастных к вопросам повышения качества действительно очень много, комиссия определила лучших по итогам работы в формате 8D в 2021 году. В номинации «Наибольшее снижение по предъявленным претензиям (тонн)» – Андрей Федин, заместитель начальника ЛПЦ-10 по технологии. В номинации «Наибольшее количество полностью отработанных отчётов 8D (до шага D8)» – Павел Качурин, заместитель начальника ЛПЦ-11 по технологии. В номинации «Самый продуктивный редактор отчётов 8D» – Антон Ахметшин, старший мастер ЛПЦ-5. В номинации «Лучшее исполнение первого этапа отчёта 8D (D0-D3)» – Марат Бикмухаметов, сменный мастер участка ЛПЦ-11. В номинации «Лучшее исполнение второго этапа отчёта 8D (D4-D6)» – Николай Орлов, инженер по качеству ЛПЦ-4, и Сергей Басалаев, ведущий специалист НТЦ. В номинации «Самый лучший редактор отчётов 8D» – Игорь Нужин, ведущий специалист НТЦ. В номинации «Лучшая командная работа» – Андрей Нуйкин, старший мастер ЛПЦ-8; Денис Аленин, старший мастер участка ЛПЦ-8; Артём Пеньков, сменный мастер ЛПЦ-8; Василий Титов, ведущий инженер НТЦ; Владимир Железнов, начальник участка ОКП. В номинации «Самый результативный отчёт» – Евгений Букасев, замначальника ЛПЦ-8 по технологии; Андрей Федин, заместитель начальника ЛПЦ-10 по технологии. В номинации «Лучший участник команды решения проблем качества» – Алексей Лут, заместитель начальника ЛПЦ-5 по технологии; Владимир Железнов, начальник участка ОКП; Дмитрий Шашкин, ведущий инженер НТЦ; Дмитрий Попов, ведущий инженер ОТП.