Ставка на профориентацию, охватывающую даже не выпускников, а среднее звено, демонстрирует эффективность. Так, среди учащихся 6 класса «Б» школы № 37, посетивших новый туристический маршрут, двое захотели работать на комбинате. И это только те, с кем «ММ» успел пообщаться в коротких паузах насыщенной экскурсионной программы.
Маршрут назвали «О чём гудит железная дорога». Юные промышленные туристы познакомились с крупнейшим металлургическим железнодорожным хозяйством страны, узнали его историю, значимость в современных реалиях. А ещё в игровой форме попробовали себя в роли машинистов локомотивов и их помощников.
– Этот маршрут был согласован с управлением кадров комбината, управлением охраны труда и промышленной безопасности, КЦПК «Персонал», – рассказал исполняющий обязанности начальника управления логистики ПАО «ММК» Дмитрий Можейко. – Ребята увидели много интересных объектов, например, центр управления перевозками, вагонное и тепловозное депо. Мы постарались как можно полнее познакомить их с железной дорогой, которая и начала историю нашего комбината. Эта дорога – уникальна: её протяжённость больше, чем у какой-либо другой компании. Надеюсь, новый маршрут посетят все школьники – окунутся в историю, прикоснутся к современности и решат строить карьеру у нас.
Экскурсия началась в научно-технической библиотеке (ул. Кирова, 89). Сюда ребят доставили автобусом, и на нём же в сопровождении машины службы безопасности проделали путь через «заводскую проходную» к управлению логистики. Но сначала познакомились с Магнитогорским металлургическим комбинатом и его железнодорожным хозяйством в интерактивном формате. Например, сыграли в викторину, стилизованную под телешоу «Кто хочет стать миллионером?» (12+), благодаря которой устранили пробелы в знаниях о градообразующей компании.
Хотя ребята, выбирая из четырёх вариантов, быстро назвали и день рождения комбината – 1 февраля 1932 года, и город, размером территории сопоставимый с ММК, – британский Манчестер, всё-таки кое на чём запнулись. Зато теперь знают: из нашей продукции производят автомобили, монеты, консервные банки, но (возможно, пока что) не медицинские инструменты. А также закрепили в памяти протяжённость комбинатских железных дорог – 850 километров.
Подробнее о железных дорогах, своих профессиональных обязанностях и труде коллег рассказал ведущий инженер управления логистики Василь Ишмуратов. «Завершая доклад», как бы в доказательство того, что железнодорожники не только высококлассные «технари», но и творческие натуры, исполнил «Оранжевое настроение» (6+) – песню группы «Чайф». Тему досуга работников, их приверженности к здоровому образу жизни продолжил развивать слесарь-ремонтник производства металла с покрытием, член союза молодых металлургов и постоянный участник комбинатских спартакиад и соревнований Максим Мельников.
После увлекательной теории настала пора захватывающей практики. В специальных жилетках и белых касках дети в сопровождении экскурсоводов Натальи Щекалевой и Ирины Пойдоловой выдвинулись в путь. Первой остановкой стал памятник Ленину на Комсомольской площади. Но ребят больше привлекло здание заводоуправления.
Они удивились тому, что заводоуправление, которому почти сто лет, выглядит, как современный деловой центр, да ещё и с огромным экраном на фасаде, транслирующим ролики с новостями о производстве. Естественно, в ход пошли смартфоны с функциями фото- и видеосъёмки, однако ждало управлению логистики, где, впрочем, желание запечатлеть момент возникло с новой силой. Да и в пути было, что «щёлкнуть». Дети прильнули к окнам, когда автобус проезжал мимо стройки уникального промышленного объекта – воздухоразделительной установки АКАр 60/60.
По прибытии ребятам разрешили покинуть салон – такая возможность для юных туристов предусмотрена только на маршруте «О чём гудит железная дорога». Конечно же, под бдительным присмотром. Ребята увидели раритетный паровоз, последним среди «собратьев» на ММК снятый с эксплуатации второго августа 1973 года. Изучили вагон-теплушку, произведённый в Усть-Катаве в 1930 году, а теперь, как и паровоз, пребывающий на постаменте. Сделали остановку возле мемориала, посвящённого памяти железнодорожникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Зашли в ремонтное депо, где находится стенд, на котором представлены виды железнодорожного транспорта, произведённого в СССР и других странах, в разные годы колесившего по ММК.
На финишной прямой дети разделились на команды «Машинистов» и «Помощников». Ребята-«помощники» подавали сигналы флажками, а «машинисты» должны были правильно дунуть в рожок в зависимости от разновидности сигнала. Завершилась экскурсия в центре управления перевозками, где специалисты контролируют движение составов по путям комбината.
– Мне очень понравилась экскурсия, много всего узнала и увидела, где работали мои дедушки и бабушки, работают родители, и буду работать я, – поделилась впечатлениями Анастасия Буглак, а одноклассница Варвара Сероженкова прибавила: – У меня в семье только муж сестры на комбинате, и до этого дня я как-то вообще не задумывалась об ММК, но вот мы побывали на экскурсии, и появилось желание работать именно здесь.
Промышленный туризм развивают на Магнитогорском металлургическом комбинате с 2018 года. За это время промплощадку посетили 47660 гостей, 17131 из которых – дети. По итогам 2023 года компания заняла первое место среди промышленных предприятий по числу туристов. И также Forbes (18+) включил ММК в число лучших работодателей России.