При очных встречах соблюдались все санитарные нормы, но пожилым людям советовали воздержаться от посещения собраний. К тому же это было требование арендодателей: в зале Дворца имени С. Орджоникидзе, к примеру, можно было собрать не больше двухсот человек. Заочно проходят голосования в СНТ «Локомотив», «Уралец», «Ремонтник», «Метизник», «Строитель-3, 4». Под вопросом остаются «Калибровщик-3, 4», где идёт смена председателя, и небольшие сады – «Мечта», «Садко», «Экология», «Кальцит», «Газовик», которые в основном проводят собрания летом на своих территориях.
– Хочу отметить, что в этом году собрания прошли достаточно спокойно, – рассказал руководитель союза садоводов Магнитогорска Александр Головков. – Взносы в среднем подняли на 500 рублей, но динамика роста зависит в основном от целевого взноса, принятого садоводами на определённые работы: дороги, коммуникации, технику. Хотя сыграло роль и увеличение оплаты за коммунальные услуги, в частности вывоз мусора.
Заочные собрания – это вынужденная мера во время ограничений, которую обеспечивает федеральный закон. Стоит отметить, что нормативный акт появился, в том числе, благодаря инициативе депутата Госдумы, члена партии «Единая Россия» Виталия Бахметьева, до которого председатели СНТ донесли проблему. В прошлом году собрания успели провести до объявления режима ограничений. Те СНТ, чьи конференции были назначены на более поздний срок, вынуждены были на целый сезон отложить многие важные вопросы. Кроме того, теперь законодательно закреплена и другая норма: можно внести в устав дату проведения собрания, к примеру, вторая суббота февраля, и уже не давать объявления, тратя на это средства садоводов – они и так будут знать, когда конференция. Это актуально ещё и потому, что в городе практически нет залов, где можно собрать нужное для кворума количество членов товарищества. К примеру, если в СНТ три тысячи садоводов, нужно присутствие полутора тысяч. Где найти такое помещение? И в этом случае заочная форма – выход из положения. Но заочно можно голосовать по ограниченному кругу вопросов: можно утвердить смету на год, принять отчёт ревизионной комиссии. Переизбрать председателя, правление, ревизионную комиссию нельзя. Есть ещё одна форма голосования – через уполномоченных. Но далеко не все готовы отдать кому-то свой голос.
Прошлый год показал, что собираемость взносов уменьшилась – и это на фоне того, что из-за невозможности выезда на отдых многие предпочли жить в садах.
Следовательно, заметно увеличились затраты СНТ на вывоз мусора. Где-то пришлось делать освещение, ведь металлурги поздно возвращаются со смены. Практически во всех садах остро обозначилась проблема подъездных дорог, а это – компетенция муниципалитета, у которого, к сожалению, из-за большого объёма работ на городских улицах никак не доходят руки до транспортных артерий к садовым товариществам. Стоить отметить, что программа развития садоводства, разработанная ранее, завершилась. А проблем не меньше.
– Написали обращение к депутату Госдумы Виталию Викторовичу Бахметьеву, чтобы посодействовал в решении этого вопроса, – признался Александр Головков. – Садоводы – это большая армия горожан: 30 СНТ, 45 тысяч участков. Интенсивность и потоки личного транспорта в сады большие. Состояние же многих дорог к садам плачевное, что озвучивалось на собраниях. Больше всех ропщут садоводы СНТ «Металлург-2», «Надежда», «Богатый остров», «Машиностроитель-2», «Метизник», «Цементник», «Строитель-1». Из-за плохого состояния дорог к ним отказывается ездить общественный транспорт. Где-то это большие участки, а где-то речь идёт о паре сотен метров.
Практически любое собрание, в какой бы форме оно ни проводилось, в итоге приводит к судебным разбирательствам.
В каждом СНТ есть несколько человек, недовольных всем, которые через суды добиваются признать решения собраний недействительными.
И, к сожалению, суд часто встаёт не на сторону большинства, тысяч садоводов, а идёт на поводу у единиц. В итоге страдают все, потому что председатель, который по закону продолжает выполнять полномочия до следующего собрания, на деле не может работать, так как налоговая, не разбираясь, следуя букве закона, исключает руководителя из реестра. Как следствие, накладывается арест на счета, летят в тартарары расчёты с контрагентами и зарплаты, а на СНТ летят штрафы за то, что не вовремя оплатили по счетам ту же коммуналку. Даже дать объявление о предстоящем собрании в отсутствии действующего председателя в реестре нельзя. Доказать что-либо можно только в суде, а это – время. Получается, что пресловутые «борцы за правду», среди которых, кстати, много неплательщиков, то есть не выполняющих свои обязанности членов товарищества, доводят СНТ до анархии. Имеют ли они право оспаривать решение тех, кто исправно платит и ходит на собрания?
В СНТ «Метизник» «проснулись» такие вот активисты, рассказал председатель Павел Гончаров. И за неделю – шесть проверок. В основном пожарной инспекции. А поскольку все «забастовщики» между собой общаются, пошла цепная реакция. Новое веяние этого года: правление должно расчищать зимой дорогу к каждому садовому участку, чтобы в случае пожара, к примеру, смогла пройти спецтехника. Более того, вывозить снег, а не расталкивать по обочинам. Не в каждом СНТ это возможно, и не всегда есть такая необходимость. А затраты на это, как понимаете, значительно могут ударить по карману каждого садовода. Не говоря уже о том, что нужно обеспечить полигон для складирования снега.
Требуют установить пожарный гидрант на водовод. А толку от этого, если давление там лишь в часы подачи воды? А это снова траты из нашего общего кармана – около 400 тысяч рублей.
Инициаторам всех этих проверок недосуг подумать, что любое предписание проверяющих органов влечёт финансовые расходы.
– За последние три года правила пожарной безопасности, противопожарного режима поменялись, – констатирует Павел Гончаров. – Щит был красного цвета с белой окантовкой. Стал белый с красной каймой. Поменяли. Сейчас новое требование: должен быть весь красный. Анекдот, да и только. А исполнять должны, перекрашиваем.
В нескольких СНТ жалобщики подали в суд на то, что нет достаточного расширения дороги. При этом сами захватили лишних соток, в том числе выйдя за пределы красной линии на ту же дорогу. И что удивительно и непонятно – суд встаёт на их сторону. Чтобы доказать свою правоту, правление вынуждено держать в штате юриста. И приходится порой выворачиваться наизнанку, чтобы выиграть дело. Сколько было проблем с доверенностями для голосования на собраниях: те, что два года назад были признаны законными, сейчас в суде называют неправильными. Без объяснений.
– На садоводческие товарищества идёт давление со стороны инспекционных служб, – не скрывает Павел Гончаров. – Плюс финансовая нагрузка: налог на землю, уборка снега, обработка территории от клеща. Лесопосадки – муниципальная собственность, на которой, по сути, без ведома управления экологии деревья трогать нельзя. Но добиться уборки сухостоя от коммунальных служб – утопия: ваша территория, убирайте сами. Специалисты подсчитали, что для того, чтобы привести в порядок лесопосадки во всех садах, нужно около 125 миллионов рублей. Садоводы точно не потянут такие расходы.
Коли уж разговор зашёл о деньгах, нельзя не вспомнить о взносах, которые предстоит платить всем садоводам. Я в этом году решила с января носить в кассу частями, плата у нас не маленькая – десять тысяч рублей. Таким образом, в сезон вхожу, заплатив больше половины суммы. Таких, как я, оказалось немало.
Многие председатели СНТ сегодня ратуют за то, чтобы ввести помесячную оплату за сад.
Это удобно и не так накладно для семейного бюджета. Но для этого нужно организовать рассылку квитанций. Для заключения договора с ЕРКЦ нужно приобрести специальную программу и предоставить полный список всех садоводов. Точного же реестра нет ни в одном СНТ. Хотя бы потому, что многие, приобретая, получая в наследство участок, не спешат сообщить об изменениях в правление. Так что помесячная оплата теоретически интересна, практически – сложна. Конечно, каждый может самостоятельно дробить оплату. Но платить нужно, не откладывая на потом, ведь от этого зависит начало сезона.
Другая проблема, о которой в этом году в голос говорят все руководители садов, – бродячие собаки. Садоводы сами их разводят, прикармливают, те размножаются. В итоге уже зафиксировано несколько нападений. Болезненная и весьма щепетильная тема. Нового построенного приюта на всех четвероногих не хватит. К тому же чипированные, стерилизованные и привитые собаки всё равно остаются не социализированными и с зубами. На федеральном уровне депутаты рассматривают законопроект об отлове и утилизации бесхозных животных, но окончательное решение будет отдано на откуп регионам. И пока неизвестно, куда кривая выведет.
По-прежнему остаётся болевой точкой вывоз мусора. В среднем с каждого садового участка вывозят около двух кубических метров отходов. Стоимость вывоза одного куба – 503 рубля. С одной стороны, налицо нерациональный подход, когда тачками на свалку везут растительные отходы. С другой – горожанин, летом проживающий в саду, должен иметь возможность оплачивать вывоз мусора из СНТ и не платить за эту услугу с многоквартирного дома, где прописан. Делать это можно, но для этого нужно сходить в Центр коммунального сервиса со справкой, взятой в правлении СНТ, и написать заявление. К слову, Центр коммунального сервиса теперь расположен по адресу: проспект Ленина, 74а.
Садовый сезон стартовал. С 16 апреля до СНТ начали курсировать автобусы. Погода пока нестабильна, но уральских аграриев этим не испугать. Хлопот у всех на огородах с избытком, хотя рассада ещё не перекочевала с подоконников на участки. Но за личными делами не стоит забывать, что есть проблемы, которые мы должны решить сообща. Всё-таки, как ни крути, мы все в одной «лодке», и грести нам надо в одном направлении.