Небольшой уголок со скудной, почти спартанской обстановкой. На столе – копии и подлинники уникальных документов, личные вещи и предметы времён Великой Отечественной войны. Хрупкие, пожелтевшие от времени, они обладают огромной силой и готовы рассказать свою историю всем, кто готов слушать.
– Владелец этой комнатки – фигура собирательная, вымышленная, – рассказывает руководитель музея ПАО «ММК» Надежда Халитова. – Для себя мы решили, что это инженер, эвакуированный из Ленинграда. Он скучает по родному городу, поэтому в его уголке – фотографии Исаакиевского и Казанского соборов, карта прорыва блокады, на которой он флажками отмечает продвижение советских войск. Он следит и за событиями в Магнитке, о чём свидетельствует вырезка из многотиражки «Магнитогорский металл» с фотографиями передовиков производства. На столе – чернильная ручка, справка эвакуированного, продуктовые карточки, настольный календарь за 1944 год, письмо, написанное командиром Красной Армии по фамилии Бурос директору ММК Григорию Носову. Судьбу этого человека установить до конца пока не удалось, но известно, что он инженер-металлург по образованию и имел связь с Магниткой. Бурос пишет, что «…хорош магнитогорский металл…, много его на фронте тратится». Один из самых интересных экспонатов – записная книжка директора ММК Григория Носова, датированная июлем 1945 года. Среди немногочисленных пожитков нашего
безымянного инженера – деревянный чемоданчик, которому уже более восьмидесяти лет.
Свою лепту в создание экспозиции внесли и сотрудники универсальной массовой библиотеки, предоставившие две книжки военного времени – стихи советской поэтессы Ольги Бергольц, голос которой всю блокаду звучал из динамиков радио и стал одним из немногих лучиков света для умирающих от голода людей. Именно она – автор строки, высеченной на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены жертвы блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто», и сборник стихов поэта-фронтовика Михаила Львова. Небольшого карманного формата в мягком переплёте, чтоб можно было спрятать и в полевую сумку командира, и в солдатский ранец, и в карман гимнастёрки, сегодня эти книги – библиографическая редкость.
– Во время экскурсий мы обязательно подводим посетителей к этому уголку и рассказываем о том, что такое эвакуация и как она проходила, – поясняет руководитель Надежда Рэнатовна. – Доктор исторических наук Марина Николаевна Потемкина много лет занимается изучением темы эвакуации на Урал, и в частности в Магнитогорск. У неё собран огромный материал, в том числе воспоминания людей о том, как сосуществовали, уживались эвакуированные и жители города. Не обходилось без трений, но нередки были случаи, когда магнитогорцы делились с эвакуированными последним куском хлеба.
Первые эшелоны с эвакуированными прибыли в Магнитогорск через несколько месяцев после начала войны. Только за 1941 год город принял 50 369 человек. Людей размещали в клубах, в бараках, землянках. Многим магнитогорцам пришлось уплотниться в своих квартирах. Только для командного состава Ленинградских автобронетанковых курсов пришлось путём уплотнения освободить более 400 квартир.
– Тема эвакуации последние годы вызывает большой интерес не только учёных, но и у людей, далёких от науки, – рассказывает Надежда Халитова. – Проводятся исследования, появляются публикации. В Челябинске не так давно вышла книга «Путь к Победе» (6+), в создании которой принимали участие не только челябинские, но и магнитогорские учёные. В ней было уточнено количество предприятий, эвакуированных в наш город. Появился даже такой термин, как «чудо эвакуации», потому что мировая история не знала подобных примеров перемещения такого количества людей и оборудования в столь короткий срок на такое огромное расстояние.
Без эвакуации не было бы Победы: 18 миллионов человек, 2,5 тысячи промышленных предприятий, 1,5 тысячи колхозов и совхозов были эвакуированы за первые четыре месяца войны на восток страны. Народная трудовая эпопея по эвакуации производственных мощностей по размаху и значению для судьбы СССР равна величайшим битвам Второй мировой войны, говорил маршал Георгий Жуков. Эвакуация потребовала от советских людей огромного физического и морального напряжения. Когда немецкие войска продвинулись вглубь СССР, они обнаружили, что почти все предприятия попросту исчезли. Это вызвало у немцев неподдельное восхищение: «Русские сделали то, что мы назвали бы невозможным».
– Выставка продлится до конца октября, – напоминает Надежда Халитова. – Приглашаем всех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны, Магнитогорска, историей своей страны.