Штраф до 30 тысяч рублей, получение специального водительского удостоверения, ограничение скорости до 15 км/ч, запрет на управление до достижения определённого возраста… С инициативами по снижению рисков, которые несут в себе электросамокаты, выступают государственные ведомства и общественные движения. Однако воз и ныне там.
Минтранс РФ отправил в Госдуму письмо, в котором разъясняет необходимость внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, сообщают «Известия». Электросамокатчиков надо прописать в КоАП, потому что в действующей редакции оштрафовать за нарушение ПДД можно только велосипедистов и «других участников дорожного движения». То есть размытость формулировки «другие участники» позволяет некоторым особо грамотным пользователям СИМ (средство индивидуальной мобильности) на электрической тяге уклонятся от штрафов. А если их всё-таки штрафуют, то максимум на 1,5 тысячи рублей.
На днях в Магнитогорске провели акцию «Самокат и ПДД». Десант правопорядка оказался внушительным: сотрудники Госавтоинспекции УМВД России по Магнитогорску и правового отдела УМВД, молодогвардейцы, волонтёры, а также журналисты телекомпании «ТВ-ИН». Последние одним из итогов назвали то, что «всем нарушителям, которых оказалось немало, выписали штрафы». Но группа пропаганды БДД отдела Госавтоинспекции в пострелизе не упомянула штрафы, а ограничилась указанием на проведение профилактических бесед и раздачу тематических листовок.
Фото: Группа пропаганды БДД отдела Госавтоинспекции УМВД.
Акцию «Самокат и ПДД» провели на оживлённом перекрёстке пр. Ленина и ул. Грязнова, но нарушают правила самокатчики, конечно, везде, куда могут проехать.
Если магнитогорских самокатчиков, действительно, привлекли к административной ответственности, а не просто пожурили, то всё благодаря тому, что это была спланированная акция. То есть, все же знают, как сотрудники ГИБДД останавливают маршрутчиков и владельцев частных авто для проверки. Но хоть кто-нибудь видел, чтобы Госавтоинспекция буднично, а не в «рамках акции» работала по электросамокатчикам? А всё потому, что для этого нет технической возможности.
Аналитик «Народного фронта» Павел Склянчук в интервью «Известиям» поделился мнением, что для поимки правонарушителей придётся создавать отдельные наряды правоохранителей на электросамокатах по аналогии с конной или мотополицией. Только такое подразделение сможет беспрепятственно передвигаться по пешеходным зонам улиц и паркам, ловить тех, кто своей агрессивной манерой езды или из-за алкогольного опьянения угрожает пешеходам.
Другой эксперт член Ассоциации юристов России Шамиль Султанов считает, что размер штрафов за нарушение ПДД должен быть сопоставим с санкциями для автомобилистов. Член Общественной палаты РФ Александр Холодов уверен, что надо доработать категорию водительских прав «М» (мопеды) и включить в неё электросамокаты. Экзамен на права повысит ответственность пользователей СИМ хотя бы потому, что в случае поимки за управлением в пьяном виде они лишатся прав всех категорий.
Электросамокаты – очень доступный, если не самый доступный транспорт в Магнитогорске. Но не дешёвый. И несмотря на специальные участки для паркования, самокат можно встретить даже в палисаднике у дома.
Мы провели опрос в нашем телеграм-канале о том, надо ли заставлять электросамокатчиков получать водительские права. Большая часть респондентов – 68 процентов – проголосовала за инициативу, при этом 11 процентов из них сами пользуются СИМ. Против выступили 25 процентов, 14 из которых пользуются электросамокатами. Девять процентов не определились. По мнению других собеседников «Известий», права нужны и надо загружать их в приложение, чтобы арендовать электросамокат.
Впрочем, у одного из подписчиков нашего телеграм-канала возник вопрос: а когда начнут штрафовать пешеходов, которые разгуливают по велодорожкам? Интерес резонный, потому что в КоАП есть статья № 12.30, по которой пешеходу, создавшему помехи движения транспортных средств, а к ним относятся велосипеды, могут выписать штраф в размере до 1 тысячи рублей. Вопрос мы переадресовали группе пропаганды БДД отдела Госавтоинспекции Магнитогорска и получили ответ, под которым мог бы подписаться аналитик «Народного фронта» Павел Склянчук, – для этого нет технической возможности. Плюс, отметили, в отделе пропаганды, чтобы привлечь пешехода к ответственности, надо собрать доказательную базу. Но собирать её, учитывая отсутствие нарядов полиции на электросамокатах, некому.
В отделе пропаганды БДД советуют магнитогорцам ориентироваться на специальные знаки – где велодорожки, а где пешеходные зоны, и уважительно относиться друг к другу. При этом в отделе затруднились ответить, почему пешеходов манит туда, где гоняют на велосипедах. По нашим впечатлениям, потому что пешеходам неудобно ходить по щебёнке, которой отсыпали прогулочные дорожки. Людей тянет на привычный асфальт.
Фото: Максим Юлин.
А ещё пару лет назад в парке у Вечного огня на велодорожке сделали арт-объект для фотографирования. Пешеходов буквально приглашали туда, где гоняют на великах.