– Наиболее распространенный вид подарков – парфюмерные жидкости – делятся на категории: духи, парфюмерная вода, туалетная вода, одеколон и душистая вода, – рассказывает эксперт. – Количество душистых веществ в духах − 20–30 процентов, в парфюмерной воде −15–20, в туалетной воде – 6–12, в одеколоне – 3–5, в душистой воде – 1–3.
Из-за высокой концентрации ароматических веществ духи самые насыщенные и стойкие. Аромат одеколона или душистой воды слетает гораздо быстрее. Хотя стойкость зависит ещё и от ингредиентов, входящих в парфюмерную композицию.
Парфюмерия делится также и на классы, в зависимости от того, какой сегмент рынка она занимает. Масс и миддл-маркет – обычно недорогие ароматы, которые можно купить в гипермаркетах, отделах бытовой химии и косметики. Люкс реализуется, как правило, в специализированных парфюмерных магазинах и сетях. Селективные ароматы считаются продукцией более высокого класса, для них в парфюмерных магазинах выделяют отдельные стенды. Производители нишевой парфюмерии позиционируют свои ароматы как настоящее искусство, необычные композиции для истинных ценителей. Последние годы растёт и число артизанальных парфюмерных брендов, авторской парфюмерии. Как правило, ароматы выпускаются ограниченными партиями и создаются буквально вручную.
Ароматы в зависимости от гендерной принадлежности делятся на мужские и женские. Особенно в люксе и масс-маркете. Селективные и нишевые бренды свою продукцию чаще позиционируют как унисекс-ароматы, подходящие как сильной, так и прекрасной половине человечества. А душистая вода предназначена для детей, так как в ней минимум душистых веществ и спирта.
Из чего состоят парфюмерные композиции? Очень популярное сырьё для получения натуральных душистых веществ – это растения-эфироносы, содержащие большое количество эфирных масел. Самым эфироносным считают гвоздичное дерево. В нём душистых веществ до 22 процентов. Кроме этого, душистые вещества получают из животных. В качестве примера высокого качества и стойкости веществ животного происхождения Галина Черенцова приводит единственную в своем роде «душистую» мечеть в иранском городе Тавризе. При кладке стен этой мечети использовали раствор с добавлением мускуса, запах которого ощущается и сейчас, более 600 лет спустя. Мускус – это зернистое вещество тёмно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней секреции самца оленя кабарги, обитающего в Восточной Сибири. При растворении в спирте и настаивании вещество дает очень приятный запах. Отметим, с каждым годом парфюмеры при создании формул всё реже используют натуральное сырьё для производства ароматов, заменяя его синтетическими эфирными молекулами. Это позволяет создавать больше новых ароматов, которые невозможно было бы сделать только на основе натуральных ингредиентов. Плюс удешевляет парфюмерное производство. Кроме того, использование многих натуральных душистых веществ, особенно животного происхождения, сейчас запрещено. Так, в современной парфюмерии натурального мускуса вы не найдёте. Как и многих других ингредиентов, попавших из-за их высокой аллергенности под запрет IFRA – международной ассоциации парфюмерии и ароматических веществ.
Ароматическую композицию в парфюмерной часто представляют в виде пирамиды. Она раскрывается постепенно: сначала верхние ноты, потом ноты сердца и базовые ноты. Выделяют три стадии запаха: начальная, когда ощущается лишь запах спирта и наиболее летучих веществ; «нота сердца» раскрывается через 15–20 минут после нанесения, базовые ноты – аромат завершающей стадии испарения духов. То есть, делая выбор в магазине, нужно обязательно дождаться его раскрытия, иначе истинного аромата вы так и не ощутите. Так что не жалейте времени на покупку, не спешите, погуляйте по магазину.
Другой не менее важный момент, на котором останавливается эксперт, это тот факт, что обычный потребитель может распознать одновременно не более трёх запахов! Поэтому, если вы выбираете из десяти, то велика вероятность запутаться и сделать неверный выбор.
– После 5–6-го флакона запутаетесь и перестанете их различать, – говорит Галина Черенцова. – А сделав приобретение, дома будете винить продавца, что он дал не то, что вам на самом деле понравилось.
Какой запах лучше выбрать? У каждого свои предпочтения. Существует несколько групп (семейств) запахов. Цитрусовые: лимон, мандарин, горький апельсин бегардия, бергамот – запахи прохладные, звучные, светлые. Фужеры: лаванда, бергамот, кумарин, дубовый мох – запахи тонизирующие, спортивные, бодрые, динамичные, привлекательные, стимулирующие – это чаще мужская парфюмерия. Цветочные – запах цветка, чистый или с добавлением других ароматов – свежие, скромные, искрящиеся, уравновешенные. Шипровые: пачули, дубовый мох, бергамот, ладанная камедь – суховатые, приглушенные, сильные, свежие. Древесные: сандал, пачули, кедр, ветивер, лаванда – запахи свежие, легкие, в то же время чувственные и глубокие. Кожные: запах табака и кожи – запахи пряные, сухие, теплые, интенсивные, стойкие.
– На самом деле запахов гораздо больше, – предупреждает эксперт, – одни дают спокойствие, другие – заряд бодрости, третьи – умиротворение…
Что бы вы ни читали о парфюмерии, положитесь на свой вкус и чутьё. Консультант в магазине лишь подскажет, где находятся розовые запахи, цветочные, цитрусовые, а где – фужеры. Выбирать – вам! При этом помните, что ощущение аромата на себе и ощущение этого запаха другим человеком – совершенно разное.