Оказалось, все началось с бесплатной косметической процедуры, во время которой она настолько уверилась в целебных качествах продукции, что взяла набор в рассрочку.
Пожалела ли она об импульсивной покупке или осталась довольна приобретением, я не знаю - не отвечает на звонки. Зато позвонила наша общая знакомая Ольга и пожаловалась, что ее телефон благодаря Лене оказался в базе данных салона красоты, она тоже отправилась на спа-процедуру и еле отбилась от покупки. Затем трубку взял Олин муж: "Домой пришла, начала мне рассказывать, а у самой губы дрожат. Может, это какой-то "цыганский гипноз", программирование - НЛП?"
Не секрет, что приемы нейролингвистического программирования для манипулирования людьми раньше использовали только спецслужбы, а сейчас взяли на вооружение и продавцы… Прежде чем отправиться на разведку, прочитала в Интернете отзывы о методах работы этой фирмы. Не принимая во внимание качество самой косметики, мнения самые противоречивые. Начиная от "все корректно, никакого "втюхивания" и до "все было как во сне, не понимала, что происходит, и соглашалась со всеми их словами. Только выйдя на улицу, пришла в себя".
Ссылаясь на рекомендацию подруги, договариваюсь о бесплатной спа-процедуре. Диспетчер предупреждает о противопоказаниях: аллергии, сахарном диабете, беременности. Настораживает, что она настойчиво требует захватить с собой паспорт, чтобы "правильно записать ваши имя-фамилию и удостовериться по фотографии, что это точно вы". Это не просьба, а условие. На водительское удостоверение или пропуск с фото диспетчер не соглашается.
В салоне администратор сразу же попросила у меня документ, записала не только номер сотового и имя-фамилию, но и серию и номер паспорта. Кстати, это не так уж невинно - для оказания услуги сведения избыточны. Согласно федеральному закону "О персональных данных", частные компании, которые хранят, собирают, передают или обрабатывают персональные данные (в том числе фамилию, имя, отчество), должны получить письменное согласие субъекта на обработку своих персональных данных (закон № 152-ФЗ ст. 9 п. 4). Неизвестно, куда попадут эти сведения. Меня же нигде расписаться не попросили.
В ожидании процедуры просматриваю журналы, в том числе о косметике данной фирмы. По-журналистки удивляюсь, как ловко написана статья: первая половина - сплошная "вода", никаких фактов: инновации, новые технологии, поразительные результаты, удивительно, великолепно… Вторая половина статьи, наоборот, настолько научна и изобилует терминами и формулами, что без учебника химии не разобраться. Мой вывод - обычный читатель вроде меня информацию не почерпнет.
Но вот меня приглашает девушка, своего имени не называет. Прохожу в небольшую комнату. Сотрудница дает мне одноразовую шапочку и просит лечь на кушетку. Еще до начала процедуры озвучивает, что она будет делать, рассказывает о косметике, показывает пресловутый набор и сразу называет астрономическую сумму. Я уже знаю, чего ожидать, поэтому не падаю с кушетки. Сообщает, что только сегодня, в день знакомства, мне полагаются различные скидки и подарки. Завтра цены будут совсем другие. Объясняет, что возможна рассрочка, оформить которую можно прямо сейчас. Так вот для чего нужен паспорт…
Сама процедура приятная. Беседа не настораживает, а просто раздражает. Девушка бойко называет состав - подглядывает в шпаргалку? Все остальное излагает довольно невнятно и даже безграмотно. На уровне "вы умоетеся, намажетеся". Наверное, это не самый опытный сотрудник, потому что внезапно она предлагает помолчать и послушать, что говорят через тонкую перегородку в соседнем отсеке, аргументируя это тем, что ее коллега "обучалась в Москве"...
К чести моего косметолога, она не рассказывала того, чего я ожидала, начитавшись о фирме в Интернете - не советовала отдать косметику, которой я обычно пользуюсь, врагу. Не запугивала рассказами о "распаде" моей кожи. После маски вообще оставила меня наедине с буклетом: "Вы покамись полежите, почитайте". Когда вернулась, поинтересовалась:
- О гиалуроновой кислоте слышали?
- Название знакомое, но не припомню...
- Она содержится вот в этом креме. Ее используют, когда делают ботокс.
- Подождите, но ведь при ботоксе токсин какой-то вводят, чтобы парализовать мышцы лица, - изумляюсь я.
- Да, но это же гиалуроновая кислота.
- А по-моему, при ботоксе вводят ботулин… Но не буду спорить, вы же специалист, - примирительно говорю я.
- Я только менеджер, - неожиданно признается девушка. - Но, как косметолог говорит, гилауроновую кислоту закачивают в ботокс…
Конечно, я бы не смогла воспроизвести наш увлекательный диалог, если бы не диктофон в сумочке.
В середине процедуры мы прерываемся для опроса. Я опять напрягаюсь - вот сейчас начнется НЛП-программирование, живой я не дамся!
Но вопросы довольно простые, видимо, предполагается, что на них положено все время говорить "да". Я отвечаю согласием только на первый - понравилась ли процедура. На последующие язык не поворачивается, хотя они явно содержат подсказки. "Насколько для вас важны ваши внешность и здоровье, наверняка, как и для всех, на первом месте?" Про здоровье не спорю, но вот семья и работа для меня все же немножко важнее внешности… "Вы согласны, что, пользуясь набором, исходя из того, что вы ощущаете, косметика помогает против старения?" Через полчаса после использования, ага… "Как вы считаете, набор для всех женщин, и для вас в том числе, является нужным или необходимым?" Вот так альтернатива: или нужный, или необходимый, третьего не дано.
- Из всего набора чем бы вы пользовались чаще всего, наверняка всем комплексом, верно? - вопрошает менеджер.
- Может, кремами,- раздумываю я.
- Раз в неделю что, трудно все это использовать 15 минут? - сердится сотрудница на мою непонятливость.
Покупать косметику, пусть даже в рассрочку, я категорически отказалась. Телефоны-имена подруг тоже давать не стала - малодушно наврала, что забыла сотовый дома. Правда, видя, что менеджер не скрывает разочарования, и опасаясь, что меня будут уговаривать и дальше, бросаю все на полпути и ухожу домой.
В итоге время потеряно, процедура не окончена. Ощущаю и некоторое парадоксальное чувство вины. Мол, со мной возились, а я оказалась неблагодарной. И это притом, что я психологически готовилась к визиту. И отчетливо понимаю - процедура вовсе не бесплатна. Ее оплатили те Лены, Наташи, Веры и Любы, которые купили тут наборы дорогой косметики.
Вспомнился случай с моей мамой, которая бесплатно лечилась каким-то чудо-прибором - фирма проводила акцию для пенсионеров. А когда этот дорогущий аппарат ей предложили купить в рассрочку на полтора года, не смогла отказаться. Объяснила она это так - почувствовала, что "как честный мужчина, я должен на ней жениться". Потом сто раз пожалела, но сделанного не вернешь. И вот последний взнос. Мама забирает прибор, не испытывая никакой радости от покупки. И тут менеджер начинает ей сватать… незаменимую насадку на прибор, да и ежемесячный взнос будет небольшим. Умножив сумму на число месяцев, мама поняла: на эти деньги можно купить хороший холодильник. Теперь говорит, больше на бесплатные процедуры ни ногой.
Мой вывод - людям с крепкой нервной системой и желанием попользоваться халявой ничего не грозит. Правда, есть ли в "одноразовых" процедурах какой-либо смысл? Опасность подстерегает доверчивых, наивных, совестливых - как показывает практика, таких очень и очень много…