Головная боль и для ГИБДД, и для пешеходов, и для водителей – электросамокаты. Средства индивидуальной мобильности стали ключевой темой круглого стола, прошедшего в рамках областной профилактической акции «Осенние каникулы». К обсуждению по видеосвязи подключились депутаты Государственной Думы Дмитрий Вяткин и Станислав Наумов.
– В настоящее время вырос травматизм из-за неконтролируемого использования электросамокатов, – объяснил выбор темы для обсуждения председатель общественной палаты Владимир Зяблицев. – Пригласили депутатов Государственной Думы, потому что понимаем: есть определённое несовершенство законов. Пригласили представителя Ассоциации юристов России, представителей общественности, родительского комитета, чтобы получить конкретные предложения, как разрешить эту ситуацию и можно ли ждать изменений в законодательстве.
Кстати, на встречу были приглашены и предприниматели, занимающиеся прокатом электросамокатов, но они, к сожалению, так и не пришли.
Проблемы, о которых говорил Владимир Зяблицев, лежат на поверхности: пользоваться электросамокатами может любой желающий. Нужны только приложение в телефоне и карта для оплаты. Никто не проверяет ни возраст «водителя», ни его состояние, ни знание и соблюдение им правил дорожного движения. Самокатчики гоняют по пешеходным переходам и тротуарам, нарушают ПДД. При этом у Госавтоинспекции до сих пор не выработано чётких рычагов отслеживания и пресечения нарушений.
– В текущем году на территории города обострилась ситуация, связанная с наездами на пешеходов, а также столкновениями, которые производят лица, управляющие средствами индивидуальной мобильности, – рассказала старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Магнитогорску капитан полиции Нонна Гейнц. – Нередко они становятся виновниками ДТП, в том числе, когда ими управляют несовершеннолетние дети и подростки. Они совершают такие нарушения, как пересечение проезжей части на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выезд на проезжую часть, пересечение проезжей части по пешеходному переходу, когда они не спешиваются. Участились факты наездов на детей и подростков на средствах индивидуальной мобильности на территории межквартальных проездов, во дворах, парковках торговых центров. В текущем году зарегистрировано 16 ДТП с пострадавшими, в которых фигурируют лица, использующие средства индивидуальной мобильности. В этих ДТП 11 человек получили травмы различной степени тяжести, в их числе четыре ребёнка. Травмируются и пешеходы. Нужно донести информацию до родителей: зачастую они сами приобретают детям подобные средства передвижения, разрешают кататься по городским улицам, забывают про использование защитной экипировки. Пока Госавтоинспекция только вырабатывает правила, по которым будет привлекать к ответственности нарушителей.
Открыл заседание член МО ООО «Ассоциация юристов России» Евгений Емельянов. Во вступительном слове он отметил: несмотря на изменения ПДД от первого марта 2023 года, касающиеся средств индивидуальной мобильности, пока водители СИМ за нарушение правил несут ответственность как пешеходы: предупреждение или штраф – 500 рублей.
– Усилия ряда регионов и муниципалитетов, устанавливающие свои правила передвижения на средствах индивидуальной мобильности, выделения специальных дорожек как мера профилактики несчастных случаев и травматизма должна стоять на первом месте в настоящий момент, – подчеркнул юрист. – Коллегам на местах нужно самим определиться, где возможно передвигаться на СИМ. И активно создавать места для передвижения. Конечно же, определять нарушителей невозможно без развития средств видеонаблюдения, в том числе камер с распознаванием лиц. Ведь на каждый самокат номер не повесишь.
Дмитрий Вяткин согласился с Евгением Емельяновым в том, что места и правила пользования СИМами можно и нужно устанавливать на уровне регионов и муниципалитетов. То, что касается общих правил дорожного движения, уже установлено постановлением правительства. Станислав Наумов также высказал солидарность с мнением коллеги и предложил рассмотреть возможности государственно-частного партнёрства в создании соответствующей дорожной инфраструктуры.
– Безопасность пешеходов должна быть в приоритете, и движение СИМ должно быть организованно только в специально выделенной транспортной полосе, – уточнил депутат. – Создание таких полос может быть решено при поддержке инвесторов. Может быть, не все знают, но сегодня владельцами парков самокатов являются крупнейшие, системообразующие, в том числе государственные банки. Будем вместе с депутатами других фракций и комитетов смотреть практики правоприменения тех изменений, которые внесло правительство. И я настроен на то, чтобы ужесточать ответственность, тем самым сохранять здоровье и жизнь всех пешеходов. Да, электросамокаты – это полезное начинание для повышения качества жизни в городах, но оно не должно наносить ущерб.
После общения с представителями Государственной Думы круглый стол сосредоточился на обсуждении местных инициатив. Нонна Гейнц представила собравшимся доклад об общем числе ДТП в 2023 году, в том числе с участием несовершеннолетних пешеходов и лиц, использующих средства индивидуальной мобильности. А также уделила большое внимание просветительской профилактической работе, проводимой службой БДД Госавтоинспекции при поддержке управления образования с детьми и родителями.
В частности, она рассказала, что, при общем снижении числа ДТП в 2023 году, рост был отмечен по дорожным происшествиям с участием детей:
– В текущем году – 53 ДТП, это выше уровня прошлого года на 36 процентов. Ранено 55 детей, в ДТП 30 мая на улице Труда на нерегулируемом пешеходном переходе погиб пятилетний мальчик – велосипедист. ДТП начали происходить не только на дорогах, 16 августа было зарегистрировано ДТП на территории парка Притяжение – мужчина на электросамокате совершил наезд на шестилетнего ребёнка. Обошлось без серьёзных травм, но факт ДТП был зарегистрирован.
Собравшимся представили и фото, и видео аварий с участием детей. Страшные кадры показали, что зачастую виновниками ДТП становились сами дети, не соблюдающие правила перехода проезжей части, иногда инициаторами нарушений становились сопровождающие детей родители.
В ходе обсуждения доклад, собравшиеся отметили далеко не все ДТП с участием средств индивидуальной мобильности попадают в сводку. Прозвучали вопросы: кто должен обеспечивать инфраструктуру для передвижения на СИМах? Почему это должны решать региональные власти, если основное финансирование по проведению дорожных работ – федеральное. Как можно реализовать государственно-частное партнёрство при создании инфраструктуры?
Собравшиеся также обсудили работу родительского дорожного патруля.
– Нужно поднимать общественность и нам помогать дежурить, – предложила член общественной палаты Елена Островская. – Это реально очень серьёзно и очень ответственно. Дети нарушают правила! Водители – само собой. А сколько нарушают родители – не передать! Подъезжают к пешеходному переходу, включают «аварийки» и начинают высаживать детей прямо на проезжую часть. Дети приезжают на самокатах, велосипедах, и ни один на переходе не спешивается. Когда видят родительский патруль, начинают исправляться. Работу нужно продолжать.
Помощник депутата Павла Крашенинникова Ольга Устьянцева, в свою очередь, высказала сомнения в том, что родительский патруль серьёзно поможет сократить число ДТП.
– Давайте попробуем чего-то потребовать от государства. Во-первых, где средства на велодорожки? Пусть они будут, и мы должны об этом ходатайствовать, раз уж эти самокаты есть и мы ими пользуемся. Второе – режим штрафов, каким он должен быть? Третье – я не верю ни в какую пропаганду. Родителей нужно воспитывать самих. Мы читаем родительские чаты, видим их уровень грамотности, уровень потребительского экстремизма: им все должны, а они ничего не хотят. И ролики с ДТП эту версию подтвердили – в 80 процентах там была вина родителей. На дороге, где смертельное ДТП с погибшим мальчиком (прим. – видео от 2022 года), была явно нечищеная дорога. При скорости 60 километров в час был бы другой тормозной путь и другие последствия. Делайте велосипедные дорожки, делайте своевременную очистку проезжей части. Как общественная палата что-то мы будем начинать с себя, но всё мы не решим.
Ольга Устьянцева поддержала идею софинансирования строительства велодорожек со стороны прокатчиков самокатов, а также предложила подумать об установке на самокатах трекеров движения и сканеров, позволяющих проводить идентификацию личности пользователя. Сошлись в одном: электросамокаты – новая реальность, запрещать их не получится. А вот развивать инфраструктуру для СИМ, а также велосипедистов – важная задача. В защиту СИМов прозвучало и то, что они помогают хотя бы частично компенсировать вечерний дефицит общественного транспорта в городе. Было поддержано решение по развитию родительского дорожного патруля на пешеходных переходах возле школ в утренние часы. И предложение поднять вопрос об увеличении штрафов за нарушение ПДД владельцами СИМ на региональном уровне. По итогам круглого стола были выработаны рекомендации, которые общественная палата сможет донести до законотворцев.