Пользуясь случаем, корреспондент "ММ" заглянул туда, где мало кто бывал: на кухню горнолыжной индустрии. Здесь ему удалось разузнать пару рецептов, а заодно и развеять несколько мифов, сопровождающих ГЛЦ почти все десять лет.
Миф № 1: "смертельная" канатка
Сюжет голливудского ужастика "Замерзшие" не отличается замысловатостью: группа сноубордистов запрыгнула в последнюю кабинку фуникулера, после чего канатная дорога остановилась из-за праздников на несколько дней. Сказка? А ведь многие охотно в нее верят.
Чтобы развенчать этот миф, следует знать, как устроена канатная дорога. Для этого вместе с начальником канатных дорог ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск" Павлом Сабченко отправились в святая святых горнолыжки - блок управления дороги. В небольшой комнате, вход в которую украшает табличка "Посторонним вход воспрещен", расположены два металлических шкафа. На их передней части - сенсорные дисплеи и целая куча лампочек.
- Многие гости боятся, когда ветер раскачивает кабины во время подъема или спуска, - рассказывает Павел Сабченко. - Но, уверяю вас, мы полностью владеем ситуацией. И никогда не допустим, чтобы люди подвергались риску. Видите лампочку? "Ветер. Предупреждение". Она загорается, когда порывы достигают скорости 13 метров в секунду. Как только ветер усиливается до 17 метров в секунду, загорается красный сигнал, и начинается эвакуация людей, а дорога останавливается.
- А вдруг кого-то забудут на высоте, как в американском ужастике?
- Такого быть не может. Система позволяет прямо на этих мониторах маркировать кабины, из которых люди уже вышли. Диспетчер наверху также контролирует этот процесс. Максимальное время, за которое необходимо спустить людей, - два часа. И мы в этот норматив укладываемся.
- А если ураган, обрыв силового кабеля, нет электроэнергии…
- Тогда включим резервный дизель-генератор, который позволит дороге двигаться с минимальной скоростью. Даже если дизель подведет, начеку всегда штат спасателей. Не реже, чем раз в год, проводим учения и отрабатываем самые экстремальные ситуации.
- А проскользнуть перед самым закрытием и "зависнуть" на ночь - такое реально?
- Для нас это - не шутки. И поэтому невозможно ни при каких условиях. Не многие знают, но каждый вечер все кабины загоняют в специальный гараж, который скрыт от посторонних глаз в обычное время сдвижными воротами. А утром, перед выходом на линию, проводим их технический осмотр, проверяем зажимы, крепления, ролики, двери. И так - каждый день.
- Сколько человек перевозите за день?
- Кабины восьмиместные. Многие их называют гондолами, но верно говорить все же "кабина". Дорога австрийской фирмы "Доппельмайер", а кабины произведены в Швейцарии. Рекорд пропускной способности - 17000 человек за день.
Миф № 2: особые права для ратраков
- Костя, тракторист, - так скромно и просто представляется Константин Ишаев, водитель ратрака - это такая гигантская машина, с помощью которой разравнивают снег на склоне. - Профессия редкая, поэтому такого понятия, как "ратратчик" или "водитель ратрака", - в трудовом кодексе нет. Поэтому де-юре я обычный тракторист…
На деле, конечно, все не так просто. Только представьте себя за рулем этакой громадины мощностью 435 лошадиных сил, весом в 11,5 тонны. Причем управлять ратраком нужно с мастерством ювелира. Ошибка оператора на трассе может стоить ему жизни.
Константин головой отвечает и за гостей ГЛЦ. Неправильно разровнял трассу, не рассчитал толщину снега - склон превратится в опаснейший аттракцион. А то и вовсе - закроется до следующего года.
- В чем главная сложность этой работы?
- Нужно быть очень терпеливым человеком. Обладать выдержкой буддийского монаха. Потому что приходится выполнять много однообразных монотонных действий. И важно не сбиться с этого ритма, не допустить ошибок. Одно и то же по много раз на дню.
- Но об этом вы говорите с легкостью…
- Конечно, не так просто было освоиться поначалу. На первый взгляд ратрак выглядел как НЛО. Думал поначалу: как вообще можно на такой технике работать? Потом привыкал к разным насадкам. Так что все - дело опыта.
- Когда бывает самая жаркая пора?
- Как только система заснеживания даст необходимое количество "материала", снега, начнем оформлять рельеф трассы, готовить склоны. Работаем по ночам, этого требует технология. Чтобы сделать самую большую, третью трассу, нужно минимум полторы недели без выходных.
- И что происходит в это время на склоне?
- Сначала из огромных куч снега строю себе дорогу наверх. После, уже с самой вершины, постепенно, начинаю разравнивать трассу. Вниз спускаюсь только для того, чтобы перекусить. Но, когда потом видишь довольные лица людей, понимаешь: все не зря.
Миф № 3: в Абзакове холоднее…
Константин и рад бы трудиться ночи напролет, но пока его ратрак стоит в гараже. Потому что нет снега. Аномально теплая осень-2013 связала по рукам и ногам работу службы заснеживания ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск". Работа фабрики по созданию рукотворного снега даже в современном мире невозможна без благословения природы.
- Это целое искусство - делать снег, - рассказывает начальник участка службы заснеживания ГЛЦ "Металлург-Магнитогорск" Риф Фаизов. - Чтобы получить качественное покрытие, необходимо, в первую очередь, специальным образом подготовить воду. Для этого на территории центра выстроена целая система. Воду берем из озера, доставляется и циркулирует она по трубопроводу длиной более десяти километров. А еще в этом комплексе две насосных станции, очистные сооружения, градирни.
Но вот один нюанс. Воду нужно брать маскимально холодную. Желательно - из-подо льда. Вот вы знаете, почему в Абзакове горнолыжный сезон стартует раньше?
- Там холоднее, трассы обращены на другую сторону света…
- Нет, не поэтому. У них вода для заснеживания берется из искусственного неглубокого водоема. К ноябрю он, как правило, замерзает. А у нас - огромное озеро. Уже декабрь, а оно даже еще и не схватилось.
- Выходит, на трассу льется вода, а не сыплется снег?
- После очистки вода поступает в градирни. Огромные вентиляторы охлаждают ее до температуры около плюс 0,5 градуса по Цельсию. А дальше так: на улице должно быть минус пять, чтобы вода такой температуры, влетая из форсунки, моментально кристаллизовалась и превращалась в снег. Иначе - вода останется водой.
- Каким арсеналом снежных пушек вы вооружены?
- Располагаем девятью передвижными пушками. Каждая из них - считай, самолетная турбина. Основная деталь - большой вентилятор, который позволяет распылять снег. По такому же принципу устроены снегогенераторы. Они - стационарные и располагаются на верхних частях трасс. Наша задача сегодня - создать и поддерживать полотно толщиной не менее 40 сантиметров.
- Говорят, что "фабричный" снег вовсе нечета природному…
- Это совершенно разные субстанции. Видели снежинку, когда снег идет крупными хлопьями? Какая она? Многогранная и плоская. А если возьмете крупицу того снега, который оседает на землю из пушки, увидите объемный шарик. И это гораздо лучше для катания - сопротивление меньше, и лыжник катится быстрее. Поэтому, можно сказать, мы делаем лучший снег!..
…Экскурсия получилась долгой. Чтобы обойти все агрегаты канатной дороги, рассмотреть снежные пушки и посидеть за штурвалом ратрака, понадобился целый день. А раньше казалось так просто: купил пропуск, нацепил сноуборд, на подъемнике прокатился и лети вниз.
Впрочем, обо всех секретах этой индустрии не узнаешь и за неделю. Да и не расскажет никто. Может быть, поэтому наши ГЛЦ "Абзаково" и "Металлург-Магнитогорск" - каждый год лучшие в России?