Этой дате посвящена и выставка, которую открыл директор музея Александр Иванов. Заведующая отделом археологии и религии Галина Старикова рассказала, как скрупулёзно они работали с архивами, отбирали снимки, запечатлевшие вехи жизненного пути Вилия Богуна. В экспозиции есть живописные портреты кисти друзей-художников, награды и дипломы, проекты и чертежи, воплощённые в дома, улицы, дворцы. Благодарственное письмо в адрес Вилия Богуна с тёплыми словами от редактора газеты "Магнитогорский рабочий" и Почётные грамоты с гербом СССР стирают время, оживляя эпоху социализма.
Книга о зодчем, который был главным архитектором города 1979 по 1987 год, содержит обширный материал: библиографическую справку, список реализованных проектов, различные направления творческой деятельности, воспоминания родных, друзей, сослуживцев, газетные статьи и публицистические заметки самого Вилия Богуна.
Идейный вдохновитель создания книги - друг семьи архитектора, кандидат исторических наук, почётный работник высшего профессионального образования Элла Комиссарова. Обратившись к друзьям, коллегам и родным архитектора, Элла Яковлевна сказала, что горечь потери осознаёшь, когда человек уходит из жизни:
- Газетные статьи в защиту городской архитектуры, актуальность которых с годами приобретает всё большую остроту, стали толчком к созданию сборника. Авторы и составители издания были движимы стремлением сохранить и донести до потомков его страстную публицистику, оставив в памяти магнитогорцев светлый образ преданного друга, неравнодушного человека. В сборнике есть чертежи и проекты, по которым до сих пор возводят и реконструируют объекты. Лишь погрузившись в материал, осознала масштаб и уникальность личности Вилия Николаевича. Порой архитекторов упрекали в безликости, но что может сделать зодчий, деятельность которого ограничена жёсткой сметой и дилетантизмом чиновников? Он душой болел за дело, может, потому и ушёл так рано. Идею сборника поддержала супруга Вилия Богуна Зинаида Васильевна, предоставила архивные материалы, поделилась воспоминаниями.
Элла Яковлевна назвала имена всех, чей энтузиазм позволил довести дело до конца. Это кандидат искусствоведческих наук, доцент, заведующая кафедрой культурологи и социально-культурной деятельности МГТУ Елена Курбан, музыковед Евгения Карпунина, кандидат архитектуры, заместитель директора института строительства, архитектуры и искусства университета Екатерина Казанева, главный архитектор института ОАО "Магнитогорский Гипромез" и главный архитектор ОАО "Магнитогорскгражданпроект" Вера Рычкова.
Вера Юрьевна вспомнила 70-е годы, когда они, вчерашние выпускники, прибыли в Магнитку:
- Вилий Николаевич казался нам маститым архитектором, хотя тогда ему было лет 36. Он был красив во всём: имя, внешность, манера общения, одежда. И постоянно что-то макетировал, проверяя идеи в объёме.
Значительная часть творческого пути архитектора связана с проектированием храмов, церквей, часовен. По его чертежам восстановлена церковь Николая-угодника, в 1995 году в Агаповке построена часовня, посвящённая 50-летию Великой Победы. О храмовом направлении в деятельности Вилия Николаевича говорил отец Валерий, клирик Свято-Никольского храма:
- В стенах разрушенной церкви находился склад. Архитектор возродил духовную обитель, бережно сохранив первозданный облик храма. Молитвы за архитектора Вилия Богуна будут возноситься, пока стоит церковь.
Член Союза архитекторов России Людмила Воробьёва с болью говорила о том, как бездумно отнеслась новая власть к творениям архитекторов, отреклась от прошлого, торопясь уничтожить символы исчезнувшей страны. Уникальные двери Дома Советов, выполненные по проекту Вилия Богуна, с изображением звёзд и гербов, были демонтированы и долгое время украшали офис нувориша. Людмила Николаевна преподнесла в дар музею сохранившуюся деталь дверей - металлическую звезду.
- Архитекторы возмущались, когда на главной площади города расположилась ярмарка. Название площади - "куранты" - дети объясняли как место, где продают кур. Вилий Николаевич был мудр, предрекая: пройдёт время, и ларьки уберут. Он верил в возрождение архитектуры и лучшее будущее страны.
Сестра Вилия Николаевича Светлана поделилась воспоминаниями о детских годах, рассказала о его внимании и заботе. В трудную минуту он всегда был рядом.
Советник главы города заслуженный строитель России Михаил Сафронов говорил о дружбе с архитектором:
- Тесные профессиональные отношения возникли во время строительства Дворца культуры металлургов. Он был архитектором, консультантом, исполнителем проектов и эскизов. До сих пор помню посиделки в мастерской художника Фёдора Разина. Вилий, знаменитый бас хоровой капеллы Василий Пыхонин часто собирались в мастерской художника. Это был прекрасный симбиоз творческих людей, единомышленников. Вспоминали, шутили, спорили на темы политики, искусства, иногда пели под гитару романсы.
В завершение Михаил Федотович прочёл свои стихи, посвящённые другу-архитектору.
Елена Курбан в видеопрезентации представила основные этапы жизни и творчества человека, мечтавшего построить город-символ социалистической мечты, о котором Борис Ручьев писал: "Без кабаков, без тюрем, без церквей".
- В Петербурге есть улица Росси, переулок Кваренги. В Москве - улицы Баженова и Казакова. В Магнитогорске улицы носят имена поэтов, писателей, художников, но не архитекторов. Может, время позволит осознать уникальность архитектурных сооружений, достойных носить имя их создателей? Оно должно быть на фасадах домов, которые возводил зодчий Вилий Богун.