Депутатский корпус, общественная палата, Госавтоинспекция, городская администрация, активисты родительского комитета и педагоги собрались, чтобы обсудить, что делать с прокатными СИМами (средствами индивидуальной мобильности). Приглашёнными спикерами круглого стола выступили специалисты кикшеринговой компании Whoosh – в настоящее время это единственный сервис проката самокатов, работающий в Магнитогорске. Модератором стал председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов.
С приходом в город кикшеринга, сервиса краткосрочной аренды самокатов, данное средство передвижения стало общедоступным. При этом, к сожалению, далеко не все водители СИМов ответственно подходят к их использованию.
Тотальное нарушение правил эксплуатации самокатов и игнорирование ПДД привели к резкому росту ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.
Всего в Магнитогорске с начала года зарегистрировано более 3000 дорожно-транспортных происшествий. В том числе 17 ДТП с участием электросамокатов, в которых получили травмы 18 человек. В восьми случаях водители самокатов совершили наезды на пешеходов на тротуарах, в семи – сами попали под колёса авто, так как ехали, а не шли по пешеходному переходу в нарушение правил дорожного движения. В двух случаях водители самокатов не справились с управлением, опрокинулись и получили серьёзные травмы. Основные нарушения, приводящие к подобным инцидентам: неправильный выбор скорости, выезд на проезжую часть, езда на самокате вдвоём (а иногда и втроём). В одном из 17 ДТП виновником стал владелец личного СИМ – подросток находился за рулём электросамоката мощностью 400 Вт. Таким, по идее, можно управлять только при наличии водительского удостоверения категории «М».
Безусловно, если управлять самокатом, соблюдая все правила, число аварий будет сведено к минимуму. Но, увы, соблюдать их никто не торопится, а многие про них даже не знают. К каждому электросамокатчику инспектора ГАИ не приставишь, и водители СИМов пользуются возможностью нарушать ПДД безнаказанно.
– Сами видите, что прокатными электросамокатами, которыми по правилам должны управлять только лица, достигшие 18 лет, управляют 13–14-летние подростки, – уточнила старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения магнитогорской Госавтоинспекции Нонна Гейнц. – Катаются в основном вдвоём, и проблема в том, что всё это допускают родители. Хотелось бы знать, какие меры принимают кикшеринговые компании для пресечения подобных нарушений.
В последние годы была проведена большая работа по наведению порядка в сфере аренды самокатов как государством, так и кикшеринговыми компаниями. Законодатели выделили СИМы в отдельную категорию транспортных средств и прописали для них целый раздел в ПДД. Кикшеринговые фирмы ввели штрафы за нарушения правил аренды самокатов и внедрили ряд эксплуатационных ограничений на программном уровне. Как реализуются данные меры в Магнитогорске, рассказал менеджер по взаимодействию с органами власти по УрФО компании Whoosh Павел Трусников. Он отметил, что услугами Whoosh по итогам 2023 года пользовались 55 тысяч магнитогорцев – примерно 13 процентов населения. В 2023 году они совершили 616 тысяч поездок в среднем на расстояние более 1,5 километра.
– Самокаты – это элемент транспортной системы, – подчеркнул Трусников. – Они дополняют привычные средства передвижения и частично заменяют использование личного транспорта. В Магнитогорске по итогам 2023 года 78 процентов поездок выполнялись по «транспортному сценарию». То есть использовались не для развлечения, а для того, чтобы доехать из точки А в точку Б. Понимаем, что самокаты, как и любой другой городской транспорт, должны быть удобны не только для тех, кто ими пользуется, но и для остальных жителей. Для прокатных самокатов предельное ограничение скорости – 25 километров в час. Они оборудованы всеми элементами безопасности, включая фару и светоотражатели. В городе введены 44 зоны ограничения скорости, где она автоматически снижается до 10–15 километров в час, и 16 зон полного запрета движения самокатов.
Трусников подчеркнул: более 99 процентов поездок совершаются без нарушений.
Сейчас специалисты компании работают над тем, чтобы технически запретить возможность передачи аккаунта детям.
По согласованию с администрацией города Whoosh разместили социальную рекламу с правилами эксплуатации самокатов на двух интерактивных панелях и пяти билбордах, проводили школу вождения офлайн и участвовали в пяти рейдах ГИБДД.
– В этом сезоне компания внедрила новые технологии для того, чтобы подростки не могли брать прокатные самокаты, а также кататься на них по двое, а то и по трое (и такие нарушения, бывает, практикуются), – рассказал специалист. – Первое нововведение – банковский ID. Компания при поддержке банка определяет обезличенные данные пользователя и при регистрации блокирует карты (в том числе виртуальные), которые зарегистрированы на несовершеннолетних. Мера не абсолютная, но для части несовершеннолетних доступ к использованию прокатных самокатов она ограничит. Второе нововведение называется «система антитандем». Она работает по технологии машинного обучения нейросети, и будет замедлять скорость самоката, если на нём находятся двое пользователей.
Руководитель пресс-службы компании Whoosh Денис Балакирев, участвовавший в круглом столе по видеосвязи, уточнил, что система антитандем запущена в Магнитогорске с 23 августа, но пока ещё не всегда срабатывает. Впрочем, технологии совершенствуются, так что в скором времени смогут выполнять задачи на сто процентов. Также следят за нарушениями сотрудники компании, которые собирают разбросанные по городу самокаты и выставляют их на разрешённых местах стоянок. Кстати, благодаря федеральному чат-боту «Самокаты: общественный контроль» (t.me/Samokat_ru_bot) в мессенджере Телеграм (18+), «стучать» на нарушителей могут все неравнодушные горожане. Возможно, данная информация остановит любителей покатать на самокате пассажиров или тех, кто ленится спешиться перед пешеходным переходом. Ведь по данным чат-бота нарушителей (точнее, владельцев карт, привязанных к аккаунтам), ждут солидные штрафы. А также блокировка аккаунта.
Для отправки нарушения в чат-бот нужно выбрать страну и город, название сервиса кикшеринга, тип нарушения, место и время его совершения. Если получилось снять происшествие, к обращению можно приложить фото или видео. Бот отправит автоматическое оповещение оператору, тот идентифицирует поездку и примет меры: оштрафует нарушителя или заблокирует его аккаунт.
– Если мы получили фото или видео того, как на прокатном самокате едут два человека, владелец аккаунта получит штраф пять тысяч рублей и блокировку, – подчеркнул Балакирев. – И это действует уже сейчас.
Из других «умных» фишек электросамокатов можно отметить навигатор внутри приложения, который позволяет построить безопасный маршрут из точки А до точки Б. Тест на реакцию и когнитивные способности перед поездкой, который включается в ряде локаций в районах с большой концентрацией питейных заведений. Кроме того, с началом осенних заморозков компания планирует блокировать работу самокатов в утренние часы. Полностью завершится прокатный сезон, когда установятся постоянные минусовые температуры.
– Мы себя воспринимаем не как бизнес, цель которого – только зарабатывать деньги, а считаем себя союзниками города, – отметил Денис Балакирев. – Конечно, бизнес-интересы есть, но при этом понимаем, что самокаты, с одной стороны, – это очень удобно, а с другой стороны, их безответственное использование доставляет серьёзный дискомфорт. Те же самые зоны ограничения скорости – изначально сами их ввели, не ждали, пока к нам придут и потребуют этого.
Что касается штрафов и блокировок, с начала прокатного сезона в Магнитогорске было заблокировано уже более 3000 аккаунтов. За нарушение правил сервиса компании по договору оферты штрафы автоматически списываются с привязанной карты, юридически это законно, отметили специалисты Whoosh. Так, за неправильную парковку с карты списывается 500 рублей, за повторное нарушение – 1000 рублей. Потом аккаунт блокируется. Штраф за пересечение пешеходного перехода не спешившись – 1000 рублей, за поездки вдвоём – 5000 рублей и блокировка аккаунта. Штраф за передачу управления несовершеннолетнему – 10000 рублей и блокировка аккаунта по устройству. За ДТП с пострадавшими штраф может составлять до 100000 рублей. Пытаться скрыться после совершённого на прокатном самокате ДТП – бесполезно. Геопозиция покажет аккаунт пользователя, а привязанная к приложению карта – личность водителя СИМ.
– Штрафы – это вынужденная мера, поскольку Госавтоинспекция объективно не может следить за всеми самокатами, – уточнил Денис Балакирев. – Штрафы делают водителей самокатов гораздо более ответственными. Если ситуация изменится, у ГАИ появится отдельное подразделение, которое будет работать с СИМами, велосипедами, с удовольствием передадим инициативу и будем подключаться только для предоставления информации.
Всего в Магнитогорске в этом сезоне работает порядка 1000 самокатов, стоимость одной минуты поездки составляет от 7 до 8 рублей в зависимости от локации и трафика, средняя поездка длится 13 минут.
Пользователь может дополнительно на время поездки подключить страховку за дополнительную плату. Страховку пешеходу, пострадавшему по вине пользователя прокатного электросамоката, выплачивает компания. Для её получения нужно зафиксировать ДТП и обратиться в поддержку Whoosh. Сами самокаты тоже застрахованы, поэтому если пользователь повредил самокат случайно в процессе эксплуатации – ничего страшного нет. А вот за намеренную порчу самоката полагается штраф в размере 90 тысяч рублей.
Итогом круглого стола станет заключение пользовательского соглашения между компанией Whoosh и администрацией города.