Он выступает только в белом - а как еще, если играть в полутьме? Ведет гастрольную жизнь - а как еще при его участии в добром десятке проектов? Фамилию молдавского происхождения просит не склонять - а как еще, когда на слуху не единственный Трофим, и как-то их надо разграничить? Самым большим событием жизни за последнее время называет обретение дома - а как еще, если годами жить на съемных квартирах?
Арсений Трофим привез из Питера международный проект "Современный таперский кинозал": тапер озвучивает немое кино композициями собственного сочинения и исполнения. Сочиняет на стыке жанров. В первый вечер играл под чаплинские "Огни большого города" в киноконцертном зале, во второй - под "Кинооператора" Бастера Китона в коктейль-баре. Собственно, бизнес и стал принимающей стороной проекта. Но городское управление культуры им тоже заинтересовалось. Так что есть надежда: "Современный таперский кинозал", как и планирует, вернется к нам в апреле - да еще с авангардным репертуаром. А в этот раз афишу составили с осторожным расчетом примериться к публике: только классика.
Нам с фотокором Евгением Рухмалевым повезло договориться о блиц-интервью еще до начала пресс-конференции. Небольшое отступление: Арсений переспросил пролетарское название нашей газеты: "Магнитогорский металл"? - Сильно звучит". У Арсения проекты литературного и музыкального наполнения - он к слову относится всерьез.
Рассказал, как работает с немым кино: после нескольких просмотров составляет таперский сценарий. Если лента классическая, исполняет его почти один в один с партитурой: "Для классики немого кино позволяю себе до десяти процентов импровизации". К тому же играет обычно на рояле: "Чаплин не сочетается с синтезатором". Другое дело - экспериментальное кино. К примеру, озвучивание фильма Жермен Дюлак - целиком импровизация, да еще на синтезаторе. Но независимо от степени импровизации с тапера не снимается задача попадать в ткань фильма, его акценты. Секунда в секунду.
Хотя в титрах "Огней большого города" Чаплин значится как композитор - это только дань переводу. Ни его знаменитых мелодий, ни даже музыкальных фраз из них зритель не услышит. Арсений объясняет: великий комик написал свое музыкальное сопровождение к фильму почти через двадцать лет после съемок, значит, изначально предполагал бытие ленты без звука, под таперский аккомпанемент - а тапер играет по наитию.
Правда, тут у Арсения есть существенная оговорка. Он дистанцируется от тапера-ремесленника, который зарабатывает на кусок хлеба, барабаня по клавишам весь день, сеанс за сеансом. Он - за реставрацию высокого мастерства тапера-соавтора. Отсюда - ответ на вопрос о соотношении картины и музыки в восприятии зрителя: на равных. Для Арсения Трофим вопрос не праздный. На пресс-конференции он пересказал расхожий диалог: "Без музыки фильм был бы скучный". - "А если картинку убрать - веселее?" Другая крайность, когда музыкант тянет одеяло на себя, - Арсений Трофим таких называет псевдотаперами, - тоже неприемлема.
"Опыта таперской работы в России нет", - констатирует музыкант. Запад же с семидесятых практикует этот полузабытый вид творчества: специалисты реставрируют пленки, создают кинотеатры для Великого немого, пишут для него музыку. Арсению Трофим эта работа показалась интересной еще в годы знакомства с архивными лентами - когда изучал звукорежиссуру в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Удивился тогда - неужели никто до сих пор не озвучил старые ленты. "А кому это интересно?" - отозвался киновед. В самом деле, затевать такой ретро-проект - дело рискованное: были в столице провальные попытки заинтересовать зрителя старыми лентами. "Вот так фильмы и умирают". Но Арсений с единомышленниками рискнул - и надо слышать, какой романтикой и драматизмом дышит чаплинская лента под звуки таперской мелодии.
В Интернете можно проследить, как развивается "Современный таперский кинозал" - на устаревших страницах пишут о десятке фильмов, потом их уже двадцать шесть, теперь - сорок один. Спектр жанров в афише таков, что незазорно предложить и киногурману, и пятилетнему ребенку. Кстати, именно с пяти лет начинается возрастной порог аудитории: малыши понимают язык немой классики. Важно, чтобы взрослые представляли, на какой фильм идут. Тапер вспоминает: когда привез проект в Минск с сюром и авангардом на полутысячную аудиторию кинотеатра "Победа", с началом сеанса были и возмущенные реплики, и демонстративный уход - обычная реакция неподготовленных. Но большая часть зрителей осталась: знали, на что идут - в афише были ленты Ханса Рихтера, Дмитрия Кирсанова, Жермен Дюлак, Рене Клера, Фернана Леже. "Авангардисты, экспериментаторы, ломавшие хребет традиционному кино", - рубит на пресс-конференции Арсений Трофим.
В нашем киноконцертном зале на сто двадцать мест раскупили по меньшей мере две трети билетов. Иные после сеанса приходят к таперу поделиться: чаплинские кадры под аккомпанемент рояля трогают до слез, и "Огни" по "Культуре" не то же, что в кино под музыку тапера. Сам Арсений Трофим считает, что проект удался, когда его музыку "не слышат". С "Огнями большого города" так оно и вышло. Не было длинных вступлений о проекте. Просто короткая презентация от промоутера проекта Виталия Галущака. Выход тапера из-за кулис - пластичный, стильный, улыбчивый. Поклон. Звуки рояля одновременно с первыми кадрами, а дальше - только огни и музыка большого чаплинского города вокруг маленького человека с большим сердцем.