Те, кто следит за новостями города и комбината, смотрит прямые эфиры «ТВ-ИН» и участвует в них, а также интересуется тематическими программами – от интервью до зарисовок и телеочерков, давно заметили, что отныне телекомпания обосновалась на канале № 22, вне зависимости от того, услугами каких операторов кабельного телевидения пользуются горожане. А ещё раньше – три года назад – ТВ-ИН стал полноценным телеканалом. И вместо кратких врезок в специально отведённое время на столичном ТВЦ, как это было раньше, теперь 24 часа в сутки идёт трансляция местной телекомпании.
Всё началось с решения государства ввести так называемый федеральный мультиплекс – 20 общедоступных телеканалов цифрового качества, которые россияне могут смотреть бесплатно. Из-за технических сложностей случилось так, что многие муниципальные, а порой и областные телекомпании остались без возможности местных новостных врезок. Разумеется, ситуация вызвала бурные дискуссии среди телевизионщиков, особенно республиканского значения. Ну как, к примеру, Татарстану, Башкортостану и Чечне остаться без телеканалов на родном языке, учитывая, что федеральный стандарт устанавливал чёткое правило: 75 процентов контента мультиплекса должно быть подано на официальном государственном – то есть русском. Президент дал поручение правительству, и Минкомсвязи, проанализировав ситуацию, нашло компромисс: кабельные каналы обязаны предоставить одной из региональных телекомпаний, победившей в конкурсе, канал на кнопке 21 – как обязательный общедоступный региональный канал. В Челябинской области на 21-й кнопке разместился ОТВ.
– Для муниципальных же телекомпаний ситуация складывалась печально, поскольку ещё три года назад об обязательном городском общедоступном канале речь даже не шла. Выходов было два: создавать самопрограммируемый канал круглосуточного вещания или искать сетевое партнёрство с телекомпаниями, не вошедшими в мультиплекс, а это мало кого устраивало, поскольку у каждого кабельного оператора свой набор каналов, и не факт, что выбранная местными телевизионщиками компания в этот набор войдёт, – говорит директор телекомпании «ТВ-ИН» Александр Власюк. – Не устраивал и сам факт потери суверенности: строго ограниченный по расписанию и времени местный эфир, а у нас только трансляция одного хоккейного матча занимает больше двух часов. Ну и смущала милая деталь в лицензии: заключить договор с сетевым партнёром мы могли самостоятельно, а вот расторгнуть потом – только по инициативе «старшего брата».
Оценив все варианты, руководство ММК пришло к единственно верному решению – созданию для компании «ТВ-ИН» собственного телеканала.
Идея нашла поддержку властей Челябинской области и Уральского федерального округа, что, в том числе, позволило выиграть конкурс. Правительство уже приняло решение о внедрении обязательных общедоступных муниципальных каналов, которые будут располагаться в системе кабельного телевидения на 22-й кнопке сразу после регионального, что на 21-й. Но ТВ-ИН, заранее договорившись с магнитогорскими операторами кабельного телевидения, уже сегодня ведёт с неё эфир, так же строго регламентированный правилами: не менее 25 процентов вещания должно быть именно местным – а это 35 часов в неделю, или пять часов каждый день.
– Теоретически эфир таким был и раньше, но порой «добивали» свои положенные 25 процентов повторами программ, – говорит главный редактор телекомпании «ТВ-ИН» Александр Бондаренко. – Теперь труд коллектива стал гораздо более интенсивным, учитывая, что к тому времени ТВ-ИН занимался не только эфирной деятельностью, но и стал продакшн-студией, создающей для комбината презентационные ролики, инструктаж по технике безопасности и десятки видов телепродукции. Этот контент чрезвычайно трудоёмок: многочасовые покадровые съёмки, обилие сложной компьютерной графики, ведь требования комбината таковы, что ролики должны быть не скучной тяжеловесной инструкцией, а современными, динамичными, смотрибельными, если хотите, мини-фильмами. Поэтому из телепроизводства пришлось изъять значительные ресурсы, и люди, оставшиеся на разработке эфира, проявили редкую самоотдачу, делая в условиях повышенной нагрузки сюжеты и программы достойного качества, и победы в самых разных конкурсах – тому доказательство.
Коллектив, которому, по сути, дали креативный карт-бланш, с удовольствием взялся творить.
И даже программы «Время местное», «Времечко» и «ТВ-ММК», долгие годы составлявшие основу телеэфира ТВ-ИН, обновились, следуя современным тенденциям и трендам.
– Новости, интерактивное приложение к ним – «Времечко», в котором слушатели могут позвонить в эфир и задать вопросы, а также «ТВ-ММК» как своеобразный отчёт о деятельности градообразующего предприятия перед горожанами – без них никуда, – говорит Александр Бондаренко. – «ТВ-ММК» в последнее время стал ещё и своеобразной кузницей кадров для телекомпании. Раньше за производство программы отвечал один журналист, занимающийся только ею. Но потом решили, что каждый должен ездить на ММК не только на полчаса ради сюжета, но и детально погрузиться в производство, чтобы понимать, как всё устроено на комбинате, и уметь донести это до зрителя. Да и сами журналисты проявили активное желание, потому что производство – это интересно. Магнитогорский металл – не только про трубы и мосты, это автомобили, монеты и даже консервные банки... Кроме того, сама программа, подготовленная разными журналистами под разным углом, играет новыми красками. «Преображение», «Не мелочи жизни», «Зелёный остров», «В своей тарелке», «Дневник спартакиады ММК», выросший из спортивной программы, «Бюро ремонта», которое сегодня форматируется и, надеюсь, скоро выйдет в обновлённом виде – все эти проекты рейтинговые не менее, чем новости и хоккей, ставший визитной карточкой ТВ-ИН. Потому что, как бы ни прочили телевидению вторичность при стремительном росте популярности Интернета, всё-таки хоккей люди предпочтут смотреть уж если не в самой «Арене», то перед большим экраном в картинке цифрового качества. «Прогулки по Уралу» – вроде бы лёгкий проект путешествий по родному краю, он уже вылился в большую просветительскую работу в русле принятой государством программы развития внутреннего туризма. «Дорога домой» – серьёзный социальный проект о детях, которым нужна наша помощь и поддержка… Программ много, все они трансформируются и перерастают во что-то большее. К примеру, «Карт-бланш» создавалась как телеинтервью с магнитогорцами, уехавшими из города и достигшими большого успеха. Но оказалось, что и в нашем городе много успешных людей, история которых интересна зрителям, даже если говорить герой о себе будет целых полчаса, что для телевидения вроде бы как уже непопулярный формат.
– Здесь не соглашусь, – вновь включается в разговор Александр Власюк. – Вообще, на мой взгляд, настало время ломать стереотипы и не бояться делать то, что тебе кажется правильным. Вот все говорят, что телевидение отходит на второй план перед Интернетом. Мне же кажется, что те же соцсети сегодня отмирают: нового контента практически нет, а если он появляется, то это всё тот же телевизионный продукт, который с удовольствием мы смотрели бы и по телевизору. Потому что огромное количество маститых телевизионщиков по тем или иным причинам просто поменяли телевидение на Сеть. Взять,к примеру, ютуб: программа Леонида Парфёнова «Намедни», «Редакция» Алексея Пивоварова, да те же интервью Юры Дудя – в то время, когда все учат делать сюжеты покороче, ибо «у молодёжи клиповое мышление» и так далее – парень набирает немыслимые рейтинги на беседе в два и более часа, причём без каких-то особенных «примочек». Понятно, что интересны собеседники, но каждый из них давал сотни интервью – а смотрят Дудя. Или: кто сказал, что новости – это обязательно пять коротеньких сюжетов? Я лично помню, как самой рейтинговой программой в США стал выпуск новостей с единственным сюжетом, в котором на улице людям раздавали презервативы ко Дню борьбы со СПИДом. Главное – как подать. Когда КХЛ обратилась к нам с просьбой расширить освещение игр «Стальных лисов», поняли, что для этого нужно больше эфира и технических средств. Обратились к руководству ММК, и традиционно вопрос был решён – мы ведём трансляции игр «молодёжки», и их тут же забирает к себе телеканал КХЛ. Более того, стали делать зарисовки об игроках «Лисов», потому что они красавцы: молодые, борзые, а играют так, что порой профессионалы могут позавидовать. За то, что мы имеем возможность творить, конечно, огромная благодарность комбинату, который понимает важность наличия именно местной телекомпании. Не помню ни одного случая, когда я обратился бы к руководству предприятия и не был услышан. Хотя, став директором ТВ-ИН два года назад, честно говоря, первое время, понимая, как много предстоит сделать того, что другие делают уже годами, испытывал даже в некотором смысле депрессию. Но поддержка ММК – молниеносные решения по всем вопросам – довольно быстро помогла переформатировать работу телекомпании. Сегодня нам по плечу даже документальные фильмы, не побоюсь сказать, уровня «Дискавери» – взять фильм Игоря Гурьянова «Взрывая горизонты вечности».
Что ждёт телевидение завтра?
Александр Власюк задумывается:
– Мы будем пребывать в вечной юности, потому что жизнь развивается так динамично, что каждые пять лет необходимо кардинальное обновление – техническое, контентное, креативное. Телевизионная отрасль только с начала 90-х пережила четыре таких революции, и не все телекомпании их вынесли, многие ушли в небытие. И нам, несмотря на всецелую поддержку комбината, необходимо в этом плане постоянно сучить ножками, потому что никакие вливаемые деньги не уберегут телеканал, на котором нечего смотреть, все это понимают. Хочу перенести на телеэкран побольше спорта, в городе проходит много достойных зрелищных мероприятий, будь то баскетбол, волейбол, биатлон… Одно скажу точно: тележурналистика была, есть и будет – несмотря на то, что сегодня, купив смартфон, каждый сам себе журналист. Но одно дело, когда на том же Дне знаний первого сентября кто-то снимет школьную линейку, но покажет только своего ребёнка – причём коряво, с трясущейся картинкой и невнятными комментариями. А журналист, даже если он сам здесь в качестве мамы или папы, покажет объективный расширенный сюжет. Потому что журналист – это, прежде всего, профессиональное любопытство и желание докопаться до истины, будь то доменное производство или родовспоможение. Если ему это интересно – и зрителю тоже будет интересно.